Найти тему

Апостол как первая печатная книга на Руси

В 1564 г. трудами российских книгопечатников Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем выходит первая датированная и напечатанная на территории Российского государства книга Апостол. В нее включаются новозаветные тексты Деяний святых апостолов, посланий апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Павла и Откровения Иоанна Богослова. Текст книги – церковнославянский, а основные ее особенности – это красота оформления, выверенность каждой детали и, самое главное, отсутствие даже малейшей опечатки. Это послужило причиной, почему именно в это время появилась данная книга..

Еще прп. Максим Грек (1470-1556 гг.) писал о плачевном состоянии богослужебных книг, которые на протяжении более чем пяти столетий от руки переписывались в монастырских скрипториях и поэтому имели большое число ошибок, неточностей и расхождений. Растленные ово убо от преписующих их не наученных сущих и неискусных в разуме и хитрости граматикийстей, ово же и от самех и сперва сотворивших книжный перевод приснопамятных мужей, – комментировал св. Максим Грек сложившуюся ситуацию. Ошибки допускались либо самими переписчиками, не слишком грамотными и мало искусными, либо были сделаны их предшественниками. Всякий вопрос, так или иначе касающийся правильности богослужебных текстов, теперь стоял крайне остро.

Источник: blagos.ru
Источник: blagos.ru

В связи с этим царем Иваном Грозным и митрополитом Макарием было принято решение о созыве Стоглавого Собора, который состоялся в 1551 г.

Стоглавый Собор, проходивший в Москве, только подтвердил назревший круг проблем. Его решением стало постановление о том, чтобы каждую перепись богослужебных книг контролировал некий цензор, грамотный священнослужитель или монах: Протопопам и старейшим священником, и избранным священником со всеми священники в коемждо граде во всех святых церквях дозирати священных книг. Однако это не решило проблему.

Во-первых, назначение ответственных лиц не помогло устранению существующих столетиями ошибок.

Во-вторых, возникал широкий простор для произвола разных справщиков. Разрешить ситуацию можно было только централизовано, поэтому возникла идея завести свой книгопечатный двор. Там, под бдительным взором специалистов, богослужебные книги печатались бы без ошибок.

В-третьих, политика Ивана Грозного носила активный характер не только внутри государства, но и за его пределами. Шло расширение Московского царства. В завоеванных землях образовывались новые епархии, и нужно было проповедовать христианство. Необходимость проповеди диктовала свои требования к церковным и богослужебным книгам: в них не должно быть ошибок.

Понимая это, царь Иван Грозный предпринял попытку создать собственную типографию еще в 1547 г., однако его планам помешали Ливонский орден и союз Ганзы. Мастеров попросту не пустили в Россию.

Тогда в России, в ее столице, нашелся свой мастер – Иван Феодоров, диакон Николо-Гостунской церкви.

Источник: avatars.dzeninfra.ru
Источник: avatars.dzeninfra.ru

О его происхождении известно немного. Выходец из духовного сословия Иван Федоров обучился грамоте и письму по Псалтири и стал церковным диаконом. Он не ограничивал свою деятельность только службой в храме и семьей: послесловия отпечатанных им книг раскрывают перед нами Ивана Федорова как талантливого и начитанного человека. Так, он цитирует святых отцов и современных ему писателей – прп. Максима Грека и князя Андрея Курбского. Диакон Иван Феодоров знал греческий язык и латынь, занимался переплетом книг и был знаком с литейным делом.

Однако когда ему не было еще 30 лет, у него умерла жена. Стоглавый Собор одним из своих правил велел в таком случае или прекращать служение, или идти в монахи. Такое невольное монашество было явлением довольно распространенным в то время. Тем не менее энергичный и талантливый Иван Феодоров решил устроиться в печатный двор, чтобы там через книгопечатание нести свет Христов людям.

Царь Иван Грозный тепло принял молодого энтузиаста. В 1553 г. по его приказу был построен отдельный дом для типографии – Печатный двор. Затем Иван Феодоров принялся искать себе помощников. Ими стали новгородец Петр Тимофеев Мстиславец, резчик букв, а также Васюк Никифоров и мастер печатных книг Маруша Нефедьев. Для издания выбрали новозаветные книги, в первую очередь, Деяния святых апостолов и послания, потому что они использовались на богослужениях и по ним учили грамоте.

Вместе с помощниками Иван Феодоров отливал свинцовые литеры разных шрифтов, делал деревянные заготовки для украшения главы орнаментом. В это же время вместе с митрополитом Макарием он отбирал лучшие первоисточники, по которым бы потом печатался Апостол.

Подготовительная работа была проделана тщательно, на нее ушло девять лет. 19 апреля 1563 г. был набран первый печатный лист, а 1 марта 1564 г. вышел в свет напечатанный богослужебный Апостол. За образец шрифта был взят рукописный полуустав XVI в. – некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. Строки кропотливо выравнивались по верхней части букв, заглавные буквы оставались на том же уровне по высоте и были в два раза больше прописных, поэтому выступали вниз далеко за строку. Некоторые из буквы были изображены киноварью, то есть были окрашены в красный цвет особым минеральным красителем. Для удобства читателям были тщательно выставлены пробелы между словами, а для печатания использовали тонкую и прозрачную проклеенную французскую бумагу.

Итак, 1564 г. вышла первая датированная русская печатная книга. Она состояла из 534 страниц, на каждой из которых было 25 строк. Благодаря большому тиражу – около двух тысяч экземпляров – до настоящего времени дней дошло порядка 60 книг. Большой тираж также способствовал тому, что снизилась стоимость печатания книги. Было положено начало большому делу – постепенному просвещению русского народа.

Источник: nds.nne.ru
Источник: nds.nne.ru

Несмотря на поспешность печатания, на младенческое состояние тогдашней типографской техники и вообще на первый в этой сфере опыт, первопечатный Апостол стал предметом высокой оценки знатоков и ценителей печатного дела. В связи с выходом этой книги Иван Феодоров в истории получил имя российского Гутенберга.

Первопечатный Апостол – настоящий шедевр не только русской письменности, но и вообще всей мировой культуры. Однако среди современников российского Гутенберга нашлось множество завистников, которые не смогли этого понять. В основном это были переписчики, лишавшиеся своей работы и по этой причине озлобленные на Ивана Федорова. Спустя год под руководством талантливого мастера вышел сборник богослужебных текстов суточного круга Часослов, однако вскоре Иван Феодоров покинул Москву. Оклеветанный недобрыми людьми, он был вынужден провести оставшуюся жизнь в нужде и изгнании, и в 1583 г. он умер.

Тем не менее первопечатный Апостол – это, можно сказать, одна из ключевых вех в истории нашей страны. Типографское дело в России началось именно с богослужебных книг, а значит, с церковнославянского языка. Оно способствовало укреплению духовного начала среди русского народа и его просвещению.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил Тихон Овчинников.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram