Найти тему

Психологи гимназии Сколково о мотивации детей, самоорганизации, гаджетах и поведении в конфликтных ситуациях

Совсем недавно в гимназии Сколково завершилась неделя психологии. По такому случаю мы решили поделиться с вами рекомендациями наших психологов и специалистов службы сопровождения образовательного процесса по четырем направлениям, актуальным для каждого родителя школьника и не только.

Служба сопровождения Гимназии Сколково.
Служба сопровождения Гимназии Сколково.

Самоорганизация

Самоорганизация — одна из наиболее важных способностей каждого ученика. Эффективность учебы зависит не от количества затраченного времени, а от умения распоряжаться им.

Многозадачность

Существуют разные мнения о многозадачности, последние исследования показывают, что при попытках решать несколько задач сразу активность мозга снижается.

Школьники часто думают, что могут успешно выполнять несколько задач одновременно: писать в чате, отвечать на звонки, смотреть видеоролики при подготовке домашнего задания. Но это ошибочное суждение, поскольку в таком случае больше усилий уходит на переключение между различными задачами и сохранение концентрации.

Некоторые раздражители могут быть полезны, например, фоновая музыка. Кто-то из студентов предпочитает шум библиотеки тишине своей комнаты, поэтому делает уроки в гимназии. Здесь важно убрать то, что действительно отвлекает — для этого можно использовать табличку на дверь «Не беспокоить», устанавливать статус «Занят», перевести телефон в беззвучный режим, закрыть лишние вкладки, выключать Wi-Fi и прочее.

Метод Pomodoro

Продуктивность работы во многом зависит от умения концентрироваться на выполнении одной задачи. Лучше позаниматься полчаса, потом сделать перерыв, отдохнув за любимым делом, чем потратить час, пытаясь сосредоточиться под шум телешоу.

Техника Pomodoro — одна из самых популярных методик тайм-менеджмента. Она помогает увеличить эффективность работы при меньших временных затратах за счёт глубокой концентрации и коротких перерывов. Отмерять и чередовать периоды работы и отдыха помогает таймер. Как работает эта техника:

  • выберите задачу из списка дел и установите таймер на 25 минут для работы (этот отрезок времени называется «помидором», временной период подбирается с учетом индивидуальных особенностей и может постепенно увеличиваться);
  • после того, как таймер прозвенел, поставьте напротив задачи крестик и установите таймер на 3–5 минут для отдыха;
  • организуйте продолжительный перерыв примерно на 15–30 минут после каждых четырех помидоров.
  • вычеркните завершенную задачу из списка и приступите к работе над следующей.

На основе этого метода разработано множество приложений с удобным функционалом, которые помогут ребенку научиться лучше организовывать свое время.

Слоны и лягушки

В тайм-менеджменте существует понятие как «лягушка» — небольшие, но неприятные дела.

Как правило, они не занимают много времени, но их всегда хочется отложить. Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете ему помочь. Порой ребенку бывает сложно начать, но вы можете помочь ему приступить к работе, далее он втянется в процесс и справится самостоятельно.

«Слоны» — это объёмные и тяжёлые задачи.

Из-за их важности и глобальности часто появляется желание отложить все на потом. «Слона», как и «лягушку», не получится съесть за один раз. Такие дела рекомендуется разбивать на большое количество небольших частей, которые уже не будут казаться сложными и непосильными. Вы можете помочь ребенку выделить отдельные задачи, скорректировать сроки их выполнения, подбодрить. Школьники с удовольствием воспринимают такие образы и в игровой форме осваивают важные навыки планирования.

Порядок на столе — порядок в голове

Для занятий детям нужны подходящие условия. Важно выделить и оборудовать специальное место с рабочей зоной: ровная поверхность, хорошее освещение, удобный стул. Это поможет провести границу между учебой и всем остальным, а значит повысит концентрацию.

Удобные системы хранения, шкафчики, полки, папки, в том числе электронные, помогут навести порядок, легко и быстро найти нужные материалы в одном месте. Настенное расписание и календари помогут лучше чувствовать и организовывать время, в них можно делать пометки, отмечать важные даты и достижения, для этих целей также можно использовать их электронные аналоги.

Приоритетное планирование

Привычка составлять списки дел не только поможет сосредоточится на учебе, но и поможет наглядно оценить объем задач. Самые важные задачи можно располагать вверху списка или использовать систему приоритетов, обозначая порядок важности с помощью цифр или букв.

Например, под буквой А — самые важные задания, Б — предпочтительные, В — желательные. Работа под буквой А должна быть выполнена сегодня, а работа под буквой В может подождать до завтра. Такой подход поможет более эффективно распределять силы и повысить результативность учебы.

Подборка полезных книг на тему самоорганизации и не только:

1. «Как научить ребенка учиться» К.Вордерман;

2. «Тайм-менеджмент для детей» М.Лукашенко;

3. «Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или как успевать все» А.Мороз. М.Хайнц.

Мотивация

Учебная мотивация — процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

-2

Что помогает сформировать продуктивную учебную мотивацию у детей?

Цели и рефлексия. Я понимаю, для чего я выполняю то или иное действие, как ставить перед собой цели, для чего они нужны и как понять, на том ли я пути. Что может быть более демотивирующим, чем бесцельная работа? Наверное, только обесцененная работа. Умение ставить цели, анализировать свою траекторию и корректировать ее — один из самых важных soft skills в наше время.

Актуальность. Понаблюдайте за современными детьми, они намного чаще задают вопросы: Зачем мне это нужно? Почему я это должен делать? И часто это не про протест, а про искреннее желание понять, для чего и как они могут применить то или иное знание.

Умение исследовать. Ребёнок знаком и умеет использовать базовые исследовательские инструменты (онлайн-ресурсы, литература, техники работы с информацией и т. п.) и при возникновении вопроса «Интересно, а что значит…?», знает, как искать ответ на этот вопрос. Этому наших детей учит программа Международного бакалавриата, по которой работает Гимназия Сколково.

Пример мотивации. Пример, который мы подаем детям, крайне важен. Ребёнку сложно вырасти с хорошей учебной мотивацией, если в семейном и школьном окружении демонстрируется обратное.

Установки. Мы порой даже не замечаем, как много установок даём детям по отношению к учебе, школе. Обратите внимание на то, чем наполнены ваши разговоры с детьми об учебе и школе/детскому саду. Много ли там положительных эмоций, которые способны зажечь мотивацию ребёнка?

Разумная нагрузка. Перегруз физический и психологический может сломить даже сильную мотивацию, поэтому важно, чтобы нагрузка соответствовала индивидуальным особенностям ребенка (а они есть у каждого).

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации

Идеальная картина мира — когда люди живут в согласии и понимании, но, думаю, каждый из нас сталкивался с конфликтами как дома, так и на работе, в школе. Это часть жизни, которая нас сопровождает. И если есть знание про свои сильные, слабые стороны и про стратегии поведения в конфликтных ситуациях, то можно намного эффективнее разрешать спорные ситуации.

-3

Один из наиболее выдающихся конфликтологов — Кеннет Томас — разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления: стремление отстоять свои личные интересы и стремление учитывать интересы других людей. Именно на основании этих критериев можно выделить стратегии поведения людей в конфликте.

Выделяется пять основных:

  • Соперничество
  • Приспособление
  • Уклонение
  • Компромисс
  • Сотрудничество

И две дополнительных стратегии:

  • Подавление
  • Переговоры

Одной из эффективных стратегий преодоления конфликтных ситуаций является сотрудничество.

Выбирая стратегию сотрудничества, вы настроены на разрешение конфликта так, чтобы это было выгодно всем участникам. В отличие от компромисса здесь стороны стараются максимально удовлетворить требования как свои собственные, так и оппонента.

Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективна стратегия сотрудничества тогда, когда предмет конфликта важен для всех его сторон.

Поэтому в современных школах сейчас появляется служба медиации, которая способствует разрешению конфликтных ситуаций. Основная задача медиатора — сделать так, чтобы обе стороны были максимально удовлетворены. Это не история про то, что один соглашается, уступая другому, тем самым жертвуя своими интересами и потребностями. Это история поиска и удовлетворения каждой стороны в приемлемом формате.

Когда мы недовольны чьим-то поведением или расстроены, первое, что хочется сделать, — обрушить на «провинившегося» все наше негодование. Мы начинаем обвинять другого, и получается конфликт.

Чтобы более корректно выразить свою точку зрения, используйте технику «Я–сообщений», которые строятся по четырем правилам.

1. Говорим о чувствах.

В первую очередь описываем, какие эмоции испытываем в данный момент. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я тревожусь» и т. д.

2. Сообщаем о фактах, которые повлияли на ваше состояние.

Важно быть объективным и не оценивать. К примеру: «Я расстраиваюсь, когда опаздывают».

3. Даем объяснение.

Нужно постараться объяснить, почему именно нас задевает тот или иной поступок. Таким образом наша претензия не будет выглядеть необоснованной.

4. Выражаем желание.

В завершение расскажите, какое поведение вы считаете предпочтительным. Допустим: «Мне бы хотелось, чтобы меня предупреждали при опоздании». В итоге вместо фразы «Ты снова опоздал» получится: «Я тревожусь, когда близкие опаздывают, потому что думаю, что что-то случилось. Мне бы хотелось, чтобы в случае опоздания меня предупреждали заранее».

Возможно, получится не с первого раза, но если практиковать чаще, то вскоре заметите результат, и конфликтных ситуаций станет намного меньше.

Гаджеты

Современное поколение трудно представить без гаджетов: мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры, смарт-часы и др., все это становится частью нашей жизни. Полностью оградить ребенка от их влияния мы не в силах, да это и ни к чему. Полезнее и эффективнее будет обучить ребенка цифровой гигиене и рациональному использованию мультимедийных устройств.

Запрет на использование телефона может поместить ребенка в информационный вакуум (чаты класса, друзья, сообщества и др.), это может повысить тревогу, вызвать озлобленность, он может почувствовать себя аутсайдером. Все это негативно отразится на эмоциональном состоянии и ваших отношениях.

Рекомендуем вместо прямых запретов использовать разумные ограничения. Например, можно выработать семейные правила: не использовать гаджеты во время еды, за час до сна ограничить их использование, общаясь друг с другом, не смотреть в монитор, регулярно устраивать цифровой детокс в течение часа или даже на целый день. Если вы вводите ограничения, нужно объяснять и обсуждать, для чего это делается и почему. Правила будут работать эффективнее, если будут распространяться на всех членов семьи. Вряд ли ребенок начнет откладывать телефон в сторону, видя, как родители листают ленту за ужином или переписываются в мессенджерах перед сном.

Важно не просто ограничить использование гаджета, а предложить что-то взамен, например, забыв про девайсы, увлечься настольной игрой, совместным просмотром фильма, чтением книг или прогулкой. Ни один электронный экран не передаст и не заменит яркие краски реальной жизни, совместно полученные положительные эмоции и теплые чувства.

Родительский контроль

Прежде чем приступить к использованию приложений, ограничивающих время, проведенное в телефоне, важно заключить с ребенком договор, совместно обсудив следующие моменты:

— количество времени использования устройства,

— распределение доступного сетевого и экранного времени, выделение периодов для обучения, игр и общения,

— определение лимитов для приложений различного типа (можно варьировать время по дням недели) и прочее.

После обсуждения достигнутые договоренности желательно оформить на бумаге и закрепить подписями, можно пожать руки, обняться или выполнить любой другой ритуал, подтверждающий согласование условий. Хорошо заранее определить испытательный срок и день, когда можно будет спокойно обсудить, насколько удается придерживаться установленных правил, хватает ли времени и есть ли необходимость внести изменения.

Чек–лист для детей «Цифровая гигиена»

— не сообщайте никому важные личные данные (дата рождения, где живете, учитесь, номера телефонов, геотеги на фото);

— не переходите по подозрительным ссылкам из писем и сообщений, не кликайте по сомнительным баннерам;

— используйте сложные и разные пароли для всех аккаунтов (от 12 знаков) с заглавными и строчными буквами, цифрами и спецсимволами;

— не скачивайте программы и игры с сомнительных сайтов: за ними могут скрываться вирусы;

— используйте антивирус на всех своих устройствах;

— не поддавайтесь и не отвечайте на щедрые предложения или пугающие сообщения в интернете;

— если вас кто-то оскорбляет в сети, не отвечайте, добавьте обидчика в черный список. Если оскорбления очень серьезные или вашей жизни и здоровью угрожают, не бойтесь рассказать об этом близким или родителям;

— не встречайтесь в реальной жизни с онлайн-знакомыми без разрешения родителей или в отсутствии взрослого человека;

— не выкладывайте личную информацию (совместные фото, видео и прочее) о друзьях без их согласия;

— информация, выложенная вами в открытый доступ, уже не может находиться под контролем.

— не используйте интернет-пространство для распространения сплетен, угроз, хулиганства: это наказуемо;

— не сохраняйте личные данные на общедоступном устройстве, выходите из своих аккаунтов.

Полезные ресурсы:

1.   Проект «Цифровая гигиена детей и подростков» https://rsv.ru/news/1/4279/

2.   Онлайн-курс «Безопасность в Интернете» от Академии Яндекса для школьников.

https://stepik.org/course/191/

3.   Правила по безопасному поведению в интернете от экспертов по кибербезопасности корпорации Mail.Ru Group и портала «Учеба.ру».

https://www.ucheba.ru/project/websafety