Появление премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в футбольном шарфике с изображением Венгрии в границах до 1920 года (т.н. Великая Венгрия, включающая территории соседствующих с Румынией государств) вызвало волну критики в адрес политика. А также напряжение на Украине: на шарфе присутствует территория Закарпатья — украинского региона компактного проживания венгров.
«Футбол — это не политика. Не будем видеть в нём того, чего нет. Сборная Венгрии — команда каждого венгра, где бы он ни жил!», — так объяснил свой поступок Виктор Орбан.
Однако политик явно лукавит: в мае этого года именно отсылкой к Трианонскому мирному договору и утратой Венгрией выхода к морю Орбан аргументировал своё нежелание присоединяться к нефтяному эмбарго в отношении РФ (сохраняя поставки нефти по НП «Дружба»). И если футбол — не политика, то Великая Венгрия — ещё какая политика.
Украина имеет общую сухопутную границу с 7 государствами (Россия, Беларусь, Польша, Словения, Венгрия, Румыния, Молдова). А также, как государство причерноморского региона, соседствует с Болгарией, Турцией и Грузией. И практически у всех соседей есть территориальные «мозоли». Польша не забыла Кресы Всходни, Румыния — Бесарабию и Буковину. Турки не то чтобы претендуют на Крым, но у них есть своя карта Великого тюркского мира (эдакого Турецкого Содружества, по примеру Британского) — с Крымским полуостровом. Как следует из документов СБУ, они прекрасно об этих угрозах знали.
После обострения российско-украинского конфликта в 2014-м, а особенно в 2022 году соседи Украины начали освежать в памяти карты прошлого века. В марте 2022 года закарпатские венгры выдвинули инициативу проведения референдума о воссоединении с Венгрией. Вопрос конечно быстро заглох, а Киев и вовсе объявил его российским фейком.
Вот только требование о предоставлении региону автономии выдвигалось депутатами облсовета Закарпатья ещё в 2016 году. Причём как раз на основании референдума, проведённого ещё в 1991-м и благополучно забытого многими. Но не венграми и не Венгрией. Такой вот футбол.
К слову, Россия совсем не первая, кто начал выяснять отношения с Украиной по поводу спорных территорий. Румыния судилась с Украиной по вопросу делимитации морских границ исключительной экономической зоны и раздела шельфа. Суд тогда фактически встал на сторону Румынии: она получила 9,7 тыс кв км шельфа из 12 тыс, на которые претендовала.
Спор с Молдовой менее скандален, а потому менее известен. Украина в нём уступила просьбе Молдовы, благодаря чему последняя имеет выход к морю (порт Джурджулешты).
России до 2014 года было достаточно минимальных гарантий соблюдения прав русских на Украине (конституционный статус русского языка и языковой закон Кивалова-Колесниченко) и неприкосновенности базы ВС РФ в Крыму (Харьковские соглашения и продление аренды до 2042 года). И лишь угроза ухода Украины под «зонтик» НАТО привела к «русской весне».
При этом мало кто на Украине задумывается над тем, что как раз нахождение Украины в зоне влияния и интересов РФ было главным ограничителем на артикуляцию территориальных претензий со стороны основных интересантов (Польша, Румыния, Венгрия), не выходя далее маргинальных политических кругов. Поэтому Орбан в шарфике с Великой Венгрией — это всё равно, что Мишустин с флагом Новороссии.
Тем более теперь, когда роль приграничных областей повысилась из-за перенаправления экспортных потоков. Конечно явно отжимать их у Украины не станут. Более вероятен вариант патронажа или создания приграничных экономических зон с совместным управлением. По факту же управлять ими будут еврочиновники, а охранять — смешанные (Украина-НАТО) военные части. Последние уже существуют: литовско-польско-украинская бригада была создана ещё в 2014 году.