Или “она”. Или “они”. В любом случае, если речь о детях, это булшит. Брехня. Чушь. Дети не могут “ничего не хотеть”, они по определению, от природы хотят всего и сразу, и побольше. Они, в отличие от нас, хронически задолбавшихся взрослых, помнят, что пришли в эту жизнь за новыми опытами, и для этих опытов приготовили большую ложку. Состояния “ничего не хочет”, безусловно, можно добиться, если ничего не разрешать с малых лет, не поддерживать увлечения и души прекрасные порывы, не изыскивать ресурса давать ребенку возможность искать себя, пробовать, развиваться, накапливать эти драгоценные опыты.
Можно года в два сунуть ребенку в руки телефон/планшет, а потом лет в 10 или 14 позвать его покататься на коньках на сказочно красивый каток у ГУМа, или в авторский тур по Северному Кавказу, или в конный поход на Алтай, или на рыбалку на речку в деревне, где вы выросли - и услышать “не хочу”. С тем же неуспехом предложить еще сто вариантов классных приключений, а потом кудахтать и хлопать крыльями - ах-ах, как же так, он ничего не хочет. А раньше вы где были?
За неполные 10 лет у сына были следующие, как их называют, “допики”:
- робототехника и Лего-конструирование
- рисование
- плавание
- единоборства
- укулеле
- стендовый моделизм
- мотокросс
- трюковой самокат
- сноуборд
- яхтинг
Этой зимой, кажется, к сноуборду добавляется туризм и скалолазание. В остальном - нормальный ребенок: учится в школе, плюс продленка, не любит рано вставать, любит почилить с киношкой или поиграть в какие-нибудь игры на телефоне. Делает все неспешно, всегда очень недоволен тем, что в единицу времени - например, в один час - нельзя и сходить погулять в друганом, и посмотреть кино, и поесть, и принять ванну, и доделать какую-то очередную штуку из Лего. его тайм-менеджментом пока приходится заниматься мне.
Да, какие-то “допики” увлекали его годами, какие-то, кажется, вообще навсегда (трюковой самокат и сноуборд, например), а каким-то он уделил лишь пару месяцев. Но он пробовал! Я же, только почувствовав зарождение интереса к чему-либо, хватала эту ниточку и держала крепко: находила место для занятий, перекраивала расписание. Если после первого “не получается” ребенок пытался слиться, у нас всегда был уговор - дать шанс новому увлечению и/или тренеру. Если совсем “не зашло” - можно бросить и попробовать что-то другое. Или освоить какой-то начальный уровень, поставить галочку “опыт получен” и двигаться дальше.
Практически все затраты времени на ребенкины увлечения я оборачивала в свою пользу (это “работа с возражениями” тех, у кого “нет ни времени, ни сил его/ее везде возить, а собой когда заниматься?!”). Довольно быстро перестала сидеть в коридорчике во время занятия. Выбирала филиалы так, чтобы мне было удобно (но тут уж надо отдать должное Вселенной, которая мне всегда благоволила и подкидывала наиболее комфортные варианты). Пока сын занимался робототехникой, я ходила на уроки чешского или в спортзал. Пока у него стендовый моделизм, я могу вообще что угодно делать: хоть дома прибираться, хоть работать, хоть на маникюр ходить! :) На его тренировках по трюковому самокату я долго скучала и мерзла и решилась, наконец, встать на скейтборд, чтобы не скучать. А его увлечение сноубордом побудило меня смахнуть пыль с горных лыж и неимоверно кайфовать всю зиму. Будет заниматься скалолазанием - найду себе спорт поблизости от скалодрома.
Что касается “огромных затрат на все эти увлечения, которые неизвестно еще, пригодятся ли в будущем” - не так уж они и огромны: к сожалению, к уровню бесплатного внешкольного образования и спорта как в СССР мы еще не приблизились, но некоторые его увлечения стоят смешные 500-700 рублей за занятие. И еще у нас всегда было правило: пока не докажешь серьезность своего увлечения, дорогую снарягу / экипировку / материалы / инструменты не куплю. Сейчас почти все можно взять в аренду или купить недорого на пробу. В частности, бедный ребенок когда-то месяц катался в скейтпарке на городском самокате, краснея и глотая слезы от насмешек “реальных райдеров”, даже какие-то первые трюки на нем пытался делать - потому что он должен был обосновать мне необходимость купить дорогой качественный трюковой самокат. Тоже, знаете ли, воспитание характера.
В общем, рецепт-то совсем простой: внимательно наблюдать за своим ребенком, подмечать, от чего у него загораются глаза, вырастают за спиной крылья и улетучивается усталость - и создавать ему условия для занятий этим хобби. Не вашим хобби (хотя предлагать свои варианты досуга тоже можно и нужно, главное, чтобы они не были безальтернативными), не занятиями из списка “что должен делать идеальный сын / идеальная дочь” и не вашими сквозящими с детства гештальтами. Его, ребенка, увлечениями. Его опытами души.