Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви влюбился в юную Сорайю, лишь увидев ее фотографию. Он предложил девушке руку и сердце, осыпая предмет своего обожания драгоценностями. Но восточная сказка завершилась, когда оказалось, что она не способна дать мужу желаемое...
Сорайя родилась 22 июня 1932 года в семье иранского дипломата Халила Исфандияри-Бахтиари и немки Евы Карл. Ее родители познакомились в Берлине. Их брак был своеобразным вызовом обществу, ведь речь шла о союзе юной европейки, которой едва исполнилось 16 лет, и 22-летнего мусульманина. Впрочем, молодые влюбленные, вопреки мнению родни, поженились и переехали в Персию, где и была рождена Сорайя.
Когда малышке не было и года, ее отец вместе с семьей отправился на дипломатическую службу в Германию. Сорайя росла в Германии до осени 1937 года, а затем семейство вернулось в Иран. И там юная Сорайя до 1941 года ходила в немецкую школу. Она продолжила бы обучение там и далее, но тут вмешались исторические события в виде оккупации Ирана советскими и британскими войсками. Все немецкие школы в стране были закрыты. Для продолжения образования ее отправили в Швейцарию. В 1944 году Сорайя поступила учиться в английскую школу. Эти события позволили ей в совершенстве овладеть немецким, английским, французским и персидским языками.
Итак, несмотря на свои восточные корни, Сорайя получила европейское образование и воспитание. Это сильно повлияло на ее жизнь в будущем, ведь ей так и не удалось объединить в своей судьбе Восток и Запад. Впрочем, не будем забегать вперед.
Девушка росла не только умницей, но и красавицей. Ее гармоничные черты лица, зеленые глаза, пухлые губы и густые темные волосы придавали ей сходство с голливудской звездой той эпохи Элизабет Тейлор.
Сорайя была юна и мечтала об актерской карьере. Но отец считал, что ей лучше думать о замужестве. Причем в женихах он желал видеть уважаемого мужчину, желательно иранского происхождения. Мечта отца Сорайи исполнилась, превзойдя самые смелые его ожидания.
В конце 1940-х шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви как раз развелся со своей первой женой, которая, так и не родив ему наследника, бежала в родной Египет (ссылка на эту историю будет в конце статьи) и находился в активном поиске новой супруги. Стараниями его родственников шаху была продемонстрирована фотография прелестной Сорайи, которая произвела на правителя должный эффект. Едва взглянув на фото, Мохаммед потребовал немедленной встречи с этой красавицей.
Родители Сорайи, равно как и она сама, не ожидали официального приглашения на ужин в честь знакомства от самого шаха, но подготовились к нему со всей тщательностью. Сорайя выглядела великолепно. А вот как она сама описывает первую встречу с правителем Ирана:
"Все встали со своих стульев, передо мной стоит шах в генеральской униформе иранской армии. Он производит на меня сильное впечатление, я нахожу, что он великолепен и неотразим. Я им всецело очарована. Он просто ослепителен…"
После завершения приема во втором часу ночи шах позвонил отцу Сорайи и попросил ее руки. Девушка, столь понравившаяся ему на фото, окончательно покорила его сердце своим поведением во время приема. Она была элегантна, воспитана, красноречива и просто очаровательна. К тому же Сорайя происходила из знатного иранского рода, а поддержка аристократии еще ни одному правителю была не лишней.
Пылко влюбленный Мохаммед просил дать ответ на его предложение в течение одного дня, но уже к полудню прислал перстень с роскошным бриллиантом в 22 карата. Сорайя при горячей поддержке родственников ответила согласием на брак.
"На следующее утро мое фото появилось во всех газетах, — вспоминала Сорайя. — По радио было объявлено, что послезавтра состоится помолвка. Мне было 16 лет. 16 лет превратили в 18, чтобы разница в возрасте не так сильно бросалась в глаза. События следовали одно за другим и вихрем уносили меня за собой".
Свадьба должна была состояться в 1950 г., но невеста заболела брюшным тифом, и одно время она была на грани жизни и смерти. Во время болезни влюбленный шах посылал ей по новой драгоценности каждый день. Сорайя поправилась.
В1951 в Мраморном дворце состоялась пышная свадьба.
Невеста была еще очень слаба, но ослепительно прекрасна в платье от Диор, расшитом драгоценными камнями и перьями марабу. Платье знаменитого дизайнера весило 20 кг. Носить это произведение искусства невеста могла едва-едва, посему шах приказал отрезать его шлейф.
Начало семейной жизни походило на восточную сказку: шах был влюблен в свою супругу и одаривал ее драгоценностями и своим искренним восхищением, а молодая жена была счастлива.
Впрочем, в этой бочке меда существовали и свои ложечки дегтя в виде ревности матери и сестер шаха, которые не упускали случая как-нибудь задеть Сорайю или насолить ей. Она действительно любила своего супруга и старалась сгладить все острые углы. Помимо родни ее терпение испытывал и лучший друг и секретарь шаха Э. Перрон, которого она искренне ненавидела. В своих мемуарах Сорайя признавалась:
"Я была тупицей. Я почти ничего не знал о географии, легендах моей страны; ничего о ее истории, ничего о мусульманской религии ".
"Чувство того, что я одновременно христианка и мусульманка, но в то же время не являюсь ни тем, ни другим, запечатлело в моей плоти два расходящихся полюса, между которыми развернулось мое существование. Одна методично европейская, другая варварски персидская".
Но основная проблема ждала супругов впереди. Шли годы, а Сорайя все никак не могла забеременеть.
У шаха была дочь от первой жены, но по Конституции Ирана у правителя непременно должен был появиться мальчик для продолжения династии.
"Я знаю, что он хочет от меня ребенка, ребенка, который однажды унаследует его трон; ребенка, в котором я отказала шаху в первый год нашей жизни, потому что была слишком больна и молода… — писала Сорайя. — Мать шаха не отступает и снова и снова задает один и тот же вопрос: „Ну, когда же Вы думаете подарить моему сыну мальчика?“"
Отчаявшиеся супруги в 1954 году обратились к американским, а затем и английским врачам, пытаясь выяснить причину бездетности. В итоге врачи установили, что причина бесплодия кроется в строении внутренних органов Сорайи. Ей предложили рискованную операцию без гарантий успеха, но она отказалась. Тогда супруг предложил ей следующий выход из сложившейся ситуации: принять в семью здоровую женщину, которая родит ему наследника престола. Мусульманские законы разрешали подобный вариант, и Сорайя оставалась бы в этом случае законной и любимой супругой. Но она, воспитанная как европейская женщина, просто не могла представить себе такого и ответила отказом.
Супруги зашли в тупик.
В конце концов Сорайя не вынесла давления со стороны семьи и приближенных шаха и в начале 1958 года собрала свои вещи и бежала из Ирана в Берлин. Поначалу она еще верила, что этот отчаянный шаг заставит шаха одуматься и попросить ее вернуться... Но чуда не произошло, и восточная сказка завершилась.
Мохаммед выбрал интересы государства, а не любовь. 21 марта 1958 года он объявил о разводе.
"Она была очень несчастна. Очень. Она плакала. Она не знала, что будет с ней дальше, — вспоминал брат Сорайи — Развод дался очень тяжело им обоим. Они действительно любили друг друга и оба страдали".
В ответном заявлении Сорайя сказала, что подчиняется решению супруга ради блага страны и готова пожертвовать личным счастьем. Уже в апреле развод был оформлен официально и 26-летняя Сорайя стала свободной и богатой.
Она получила дорогую квартиру в Париже, несколько автомобилей, драгоценности, ежемесячную выплату в 7 000 долларов и титул принцессы Ирана. Стала ли она счастливой? Современники этого не заметили. Эта история взбудоражила общественность и ее всюду преследовали папарацци. Пресса окрестила ее – "Принцесса с грустными глазами". Был выпущен даже французский шлягер "Я хочу плакать, как Сорайя".
Жизнь шла своим чередом, Сорайя много путешествовала, но нигде подолгу не задерживалась. Она чаще была одинока, хотя у нее и случились краткосрочные романы. Сорайя пробовала найти себя в кинематографе, снявшись в фильмах "Три лица" и "Она". Но критики заявили, что, несмотря на красоту, в ней мало актерского таланта.
Сорайя, казалось, нашла свое женское счастье, когда сошлась с итальянским режиссером Франко Индовина. Впрочем, и тут ей не повезло, так как Франко погиб в автокатастрофе в 1972 году. После его смерти Сорайя снова много путешествовала и опять, как и после развода, боролась с длительной депрессией.
Тем временем третья жена шаха Фарах родила ему 4 детей, в том числе двух долгожданных наследников-мальчиков. Но по злой иронии судьбы эти наследники уже не имели политического значения для шаха. В 1979 году в Иране произошла революция, шах был свергнут и отправился с семьей в изгнание.
В 1979 году Сорайя написала своему бывшему мужу письмо, в котором она признавалась, что продолжает его любить и хочет с ним увидеться. Мохаммед согласился встретиться. Но их последнему свиданию не суждено было состояться, так как в это время он боролся с раком и у его постели постоянно дежурила его третья жена Фарах. А встречаться со своим любимым при его действующей жене Сорайя не могла. Вскоре, 27 июля 1980 года, Мохаммед Реза Пехлеви умер.
Остаток жизни Сорайя провела в Париже, живя уединенно и (как поговаривали злые языки) злоупотребляя алкоголем. В 1991 г. вышла ее автобиография под названием "Дворец одиночества".
Точку в ее печальной истории в 2001 году ставит сердечный приступ.
Она завещала продать свое имущество на аукционе, а деньги передать благотворительным организациям. Ее последняя воля была исполнена, и аукцион, на котором были проданы ее драгоценности и вещи, собрал более 6 млн долларов.
Благодарю за прочтение!
Лайки и подписки очень нужны для развития канала, благодарю всех неравнодушных и доброжелательных!
О судьбе первой жены шаха Ирана можно прочесть тут: