25 ноября 1933 года с полигона в Нахабино Московской области была запущена ГИРД-Х — первая советская экспериментальная ракета с жидкостным ракетным двигателем. Ракета была создана в Группе изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством Сергея Павловича Королева по проекту и расчетам Фридриха Артуровича Цандера. Ракета состояла из пяти отсеков. В первом находился парашют с выбрасывающим устройством, во втором – кислородный бак, в третьем – баллон со сжатым воздухом и пусковая арматура, в четвёртом - бак для спирта, в пятом – двигатель. Стартовая масса ракеты - 29,5 кг, масса - топлива 8,3 кг, длина - 2,2 м. Двигатель 10 с вытеснительной подачей топлива (жидкий кислород и этиловый спирт) имел тягу 0,7-0,8 кН. Ракета взлетела вертикально на высоту 75-80 м, по современным меркам невысоко, но даже такое достижение означало успех!
В музее Первого полёта представлен макет ракеты «ГИРД-Х», изготовленный в ЦНИИмаш в натуральную величину и фотография, на которой запечатлены участники запуска ракеты ГИРД-Х. Среди них С.П. Королёв, будущий Главный конструктор ракетно-космических систем.
В 1930-е годы многие скептически относились к возможности ракетного полёта и смотрели на ГИРДевцев как на людей «не от мира сего». В ГИРДе же царила дружеская, доброжелательная атмосфера. Приходили на работу в 8 утра, уходили в 17-18 часов, а иногда и в 24 часа. Работали в трудных условиях, отсутствовали необходимые материалы, инструменты, помещения для проведения экспериментов и испытаний, но это никого не смущало, все сотрудники оставались верны своей цели и мечте.
Очевидцы вспоминали, что накануне запуска «ГИРД-Х», 24 ноября 1933 года, выпало много снега. Грузовик повез на полигон оборудование и должен был вернуться за ГИРДовцами с ракетой. Машину ждали до позднего вечера, но она в тот день так и не пришла - дороги замело. Команда конструкторов заночевала прямо в подвале, а на рассвете ракету завернули в мешковину и поехали на Нахабинский полигон своим ходом. Кондуктор в трамвае, который шел до Рижского вокзала, потребовала оплатить провоз «вашей трубы». Потом ракету везли поездом и несли почти шесть километров на плечах до самого полигона. Уже на подходе увидели застрявший в сугробе грузовик, который накануне так и не добрался до города. Пришлось нести и содержимое его кузова. Наконец добрались. И вот всё готово. Команда «контакт» - и ракета медленно выходит из пускового станка.
Успешный запуск ракеты ГИРД-Х ознаменовал начало развития отечественного жидкостного ракетостроения. На основе её конструкции в дальнейшем разрабатывались новые ракеты.
По материалам книги Н.С. Королёвой «Отец»
Елена Самарова, научный сотрудник Объединенного мемориального музея-заповедника Ю. А. Гагарина