Фреза, раф, горгера, брыжи — что это?
В истории моды эти термины часто используются в описании костюмов XVI-XVII веков. Так на разных языках назывались очень модные в те времена жесткие круглые гофрированные воротники из накрахмаленной ткани или кружев.
Мода на такие воротники появилась в Испании и постепенно распространилась на другие страны. Сначала это была небольшая полоска ткани или кружева у горловины мужского костюма. Но размеры воротников росли и со временем этот аксессуар стал украшением не только мужского, но женского аристократического костюма.
К концу XVI века воротники стали такими огромными, что их стали называть «мельничный жернов» или «колесо телеги».
Под воротник даже стали подкладывать проволочный каркас, чтобы удержать его.
Голова в окружении этой конструкции казалась маленькой, словно отделенной от тела и лежала на воротнике, словно на огромной тарелке.
Поворачивать голову с таким сооружением на шее было очень неудобно. Поэтому движения аристократов становились медленными, и казались чопорными, надменными.
Надеть воротник тоже было нелегко. Вельможе помогали слуги — поддерживали, расправляли, выравнивали.
Воротники крахмалили, синили, плоили специальными щипцами. Их края отделывали кружевом, золотой нитью, вырезали зубчиками. На изготовление огромных рафов уходило по нескольку метров тончайшего полотна. Они были и двухъярусными, и трехъярусными. Стоили воротники порой дороже платья и были показателями знатности и богатства своего обладателя.
В 17 веке бытовала поговорка: "У испанского дворянина может ничего не быть, но накрахмаленный воротник он иметь обязан!"
Мастер-класс по шитью гофрированного воротника.
Материал подготовила - Ольга Сидорова