Найти в Дзене
Kinoryba

Procol Harum – Broken Barricades (1971)

Как будто продолжение “Home”, только лаконичнее, сжато и в три раза громче, без могучего прогрессивного рока, прогресс, так сказать, исчез, остался только рок – но, может быть, это и есть подлинный прогресс группы, не завязнувшей в грандиозных хоралах, а удачно и оригинально далее совмещавшей фишки так называемого арт-рока с нормальным, человеческим роком без “арт”, “прог” и прочих ярлыков. Правда, по полной оторвалась группа на следующем альбоме – концерте с симфоническим оркестром, там все было уже за гранью и такой ослепительной и ошеломляющей мощи игры рок-группы с оркестром и хором не было и нет до сих пор ни у кого. Но – “Баррикады” – последний альбом с Трауэром – второй том его крутейшего гитаризма в Procol Harum. Траур вмочил здесь так, что, кажется, Брукер подумал, что это уже слишком и после концерта с оркестром записал вычурные и изящные “ля-ля-ля” в шедевральном Grand Hotel уже без огнедышащего блюз-рока Трауэра. “Баррикады” – прекрасная музыка и мощнейший рок. Я очень лю

Как будто продолжение “Home”, только лаконичнее, сжато и в три раза громче, без могучего прогрессивного рока, прогресс, так сказать, исчез, остался только рок – но, может быть, это и есть подлинный прогресс группы, не завязнувшей в грандиозных хоралах, а удачно и оригинально далее совмещавшей фишки так называемого арт-рока с нормальным, человеческим роком без “арт”, “прог” и прочих ярлыков. Правда, по полной оторвалась группа на следующем альбоме – концерте с симфоническим оркестром, там все было уже за гранью и такой ослепительной и ошеломляющей мощи игры рок-группы с оркестром и хором не было и нет до сих пор ни у кого. Но – “Баррикады” – последний альбом с Трауэром – второй том его крутейшего гитаризма в Procol Harum. Траур вмочил здесь так, что, кажется, Брукер подумал, что это уже слишком и после концерта с оркестром записал вычурные и изящные “ля-ля-ля” в шедевральном Grand Hotel уже без огнедышащего блюз-рока Трауэра. “Баррикады” – прекрасная музыка и мощнейший рок. Я очень люблю этот альбом. И двоякое ощущение от этой записи только усиливает впечатление и придает остроту. В самом деле – страшная драма Simple Sister по подаче, накалу и мраку могла бы поведать об ужасах Холокоста, а не передавать свободный полет фантазии Рейда, просто сестра, просто сестра, это все галлюцинации во время болезни. Но музыка совершенно волшебна. Тяготение к классическим гармониям и призрак Баха, все время стоящий рядом с Брукером в этом альбоме дали место и новым веяниям – в частности, рядом с Бахом появился вдруг Терри Райли – неизвестно, сознательно или бессознательно в Simple Sister - тяжелом, монументальном, симфонично-роковом полотне, с вполне традиционными (и очень хорошими) построениями вдруг звучит минималистическое, в лучших традициях Райли, фортепианное соло с неподдающимся счету количеством наложений. Все вместе – тяжелые риффы Трауэра, симфоническая мощь гармонии и аранжировки, это неожиданное соло – совершенно волшебно и я понимаю людей, которые считают Procol Harum самой музыкальной группой в мире. Печально и очень медленно вальсирующая Broken Barricades, красивая и богато аранжированная тоже к финалу – ко второй части клонится к минимализму, если не к краут-року Роделиуса – с бесконечными, гипнотизирующими, почти закольцованными повторами основной музыкальной фразы. Рев гитары Трауэра в Memorial Drive прерывает сны, кто хотел блюз-рока – вот он в лучшем виде. В “Баррикадах” два несовместимых музыкальных видения – Трауэра и Брукера, еще каким-то чудом совмещаются и в результате появляется эта совершенно необычная, ни на кого и ни на что не похожая музыка. Luskus Delph – возвращение к истокам, к ранним альбомам группы, практически, к A Whiter Shade Of Pale, волшебная мелодия, богатые струнные, легкость голоса Брукера, не озабоченного роковыми риффами гитариста, плавание по волнам любимой музыки. Бодрая, летящая Power Failure с гитарными аккордами, подстегивающими нервное фортепиано обрывается паузой с гитарными фразами, переходящей в соло ударных Би Джей Уилсона, которого, по слухам, некогда хотели затащить в зачаточный проект, со временем обретший название Led Zeppelin. Собственно, Уилсон тащит и всю песню, не ограничившись соло-вставкой. Очень крутой и тяжелый ударник с широкой фантазией, слов нет. Психеделические гитарные улеты в Song For A Dreamer – предтече сольных альбомов Трауэра – звучат и как американская психеделия Хендрикса и английский спэйс-рок и Pink Floyd вместе взятые. Playmate Of The Mouth – по-харумосвки красивая (некрасивых песен у группы нет вообще), с привкусом мюзик-холла в ползучих духовых и блюзовым соло гитары – великолепная эклектика. Poor Mohammed – еще одна песня из трех на альбоме, написанная Трауэром – он сам и поет и играет классический ритм-энд-блюз с великолепным, мощным слайдом и на Procol Harum эта песня похожа только, как ни странно, партией ударных. Хочется написать – прекрасный альбом, но – разве у Procol Harum есть плохие? Нет, просто эта запись, как уже выше было написано, эклектичная и с минимум пафоса, зато с максимумом музыки.