Найти тему
Олег Чекрыгин

Апостол Павел и Маркион Синопский (исследование)

Оглавление

Продолжение 6. Начало: https://dzen.ru/media/ochek/apostol-pavel-i-markion-sinopskii-issledovanie-6355240745886359bd6c4953

Павел и его автобиография

Однако, прежде чем приступить к анализу учения Павла, содержащегося в его посланиях, надлежит установить, что же сам Павел рассказал о себе самом в своих посланиях, поскольку никаких других источников сведений о его жизни и воззрениях в природе не имеется, сказочные Деяния писались по тем сведениям, которые содержатся в посланиях предположительно во второй половине второго века, и являются источником вторичным и в силу этого доверия не заслуживающим.

Однако, все же для наглядности сравнения восстановленной и канонической версий начнем с той биографии Павла, которую возможно собрать из Посланий, не касаясь пока степени их достоверности

Итак, Павел сам о себе в своих посланиях (из канонической версии павловых посланий нами выбрано лишь то, что хоть как-то относится к биографии Павла, рассказанное им самим). При этом станем сразу помечать то, что в «урезанной» версии не содержится вовсе.

Рим

Глава 9

1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,

2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:

3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,

4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;

5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.

В АМ (условно – Апостол Маркиона) отсутствует полностью вся 9 глава

Глава 11

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

В АМ отсутствует полностью

Глава 15

17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,

18 ибо не осмелюсь сказать что‑нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,

19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,

21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.

22 Сие‑то много раз и препятствовало мне придти к вам.

23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам,

24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.

25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,

26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.

27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.

28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,

29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.

В АМ отсутствует полностью вся глава 15

Глава 16

22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.

В АМ отсутствует полностью вся глава 16

1Кор

Гл1

14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

Жирное (то есть, достоверно принадлежащее маркионову Апостолу) отсутствует, только строчное( то есть, предполагаемо необходимое для связности текста)

Гл2

1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,

Жирное отсутствует, только строчное

Гл3

6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;

Жирное отсутствует, только строчное

Гл4

17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

Жирное отсутствует, только строчное

Гл9

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

Жирное отсутствует, только строчное

Гл11

23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

В АМ отсутствует полностью

Гл15

15:1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 15:2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

15:3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть331, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 15:4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию332, 15:5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 15:6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо'льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 15:7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 15:8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.

15:9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

15:10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною благодать Божия, которая со мною.

Гл16

1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.

2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.

4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.

5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.

6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.

7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.

8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы,

9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.

10 Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.

11 Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.

12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.

В АМ отсутствует полностью

2Кор

Гл1

15 И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,

16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять придти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.

В АМ отсутствует полностью

Гл2

1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

12 Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом,

13 я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.

В АМ отсутствует полностью

Гл7

5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне – нападения, внутри – страхи.

6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита,

7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.

8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время.

9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.

В АМ отсутствует полностью

Гл11

21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем‑либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.

23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;

25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;

26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,

27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.

29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

В АМ отсутствует полностью

Гл12

12:1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

12:2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет447 (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

12:3 И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), 12:4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать448.

12:5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

12:6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

12:7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений449, дано мне жало в плоть,

ангел сатаны, удручать мучить (κολαφίζη̣) меня, чтобы я не превозносился. 12:8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня450.

12:9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»451. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила (δύναμις) Христова.

12:10 Посему я благодушествую радуюсь (εὐδοκῶ – ПК) в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.

12:11 Я дошел до неразумия. Вы меня заставили. Вы должны были говорить в мою пользу; ибо я ни в чём не отстал от тех «сверхапостолов», хотя я и ничто (ПК).

12:12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.

12:13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.

12:14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.

12:15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.

12:16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас. 12:17 Но пользовался ли я чем от вас через кого–нибудь из тех, кого посылал к вам?

12:18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?

Гл13

1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

Гал

Гл1

1:13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 1:14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий12.

1:15 Когда же [Бог], избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил13 1:16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 1:17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск14.

1:18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 1:19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

1:20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.

1:21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. 1:22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 1:23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, – 1:24 и прославляли за меня Бога.

Гл2

2:1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита15. 2:2 Ходил же по откровению, и предложил там им (αὐτοῖς), и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

благовествование, проповедуемое мною язычникам, [опасаясь] не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался16.

2:3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 2:4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 2:5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас17.

2:6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. 2:7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 2:8 [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников]18, 2:9 и, узнав о благодати, данной мне, Петр, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам мне идти к язычникам, а им к обрезанным, 2:10 только чтобы мы помнили нищих19, что и старался я исполнять в точности.

2:11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 2:12 Ибо, до [своего] прибытия некоторых от Иакова, он [уже] ел вместе с язычниками; а когда те пришли пришел, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных20.

2:13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. 2:14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?21

14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по‑язычески, а не по‑иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по‑иудейски?

15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

Еф

Гл3

1 Для сего‑то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

3:2 Как вы слышали о домостроительстве (οικονομια) благодати Божией, данной мне для вас, 3:3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), 3:4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, 3:5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, 3:6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, 3:7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его492.

3:8 Мне, наименьшему (novissimus) из всех святых, дана благодать сия благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово 3:9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство (οικονομια) тайны (μυστηριον) от века (αἰώνων) скрытой от бога, создавшего все <вещи> (τω̣ τὰ πάντα κτίσαντι) Иисусом Христом493, 3:10 дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия494, 3:11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, 3:12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

Гл4

1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас… сохранять единство духа в союзе мира

Гл6

19 6:19 и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением поведать тайну благовествования, 6:20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно530.

6:21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 6:22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.

Флп

Гл1

1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:

7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,

13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,

14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.

15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.

16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;

17 а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

21 Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.

22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;

24 а оставаться во плоти нужнее для вас.

25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,

26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.

27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,

28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога,

29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него

30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

Гл2

24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.

25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,

26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.

27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.

29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,

30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.

Гл3

2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,

3 потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,

4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

6 по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

Гл4

11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

Кол

Гл1

1:24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь547, 1:25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, 1:26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его548, 1:27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 1:28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 1:29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Гл2

1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,

Гл4

4:16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви572; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.

4:17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе573.

4:18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.

1фес

Гл2

1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;

2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.

9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.

17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.

18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.

Гл3

1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,

2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,

2фес

Ничего

Теперь отберем из собранной нами автобиографии Павла то, что отмечено выделенным полужирным шрифтом, поскольку одно лишь это с достоверностью присутствовало в изначальной версии маркионова «Апостола», и, следовательно, не может быть поставлено под сомнение – в том, что касается основных шести посланий, раскритикованных отцами-ересиологами, как «искромсанные Маркионом». Остальное для чистоты эксперимента надлежит опустить и посмотреть, что же получится в сухом остатке: соберем воедино все то, что удастся собрать из приведенного выше, и посмотрим, какова у нас получится автобиография Павла:

«1кор:

15:1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, если преподанное удерживаете если только не тщетно уверовали.

15:3 Ибо я первоначально преподал вам, Христос умер за грехи наши, 15:4 что Он погребен был, и что воскрес в третий день

2кор:

12:2 человека восхищен был до третьего неба.

12:7 ангел сатаны, мучить (κολαφίζη̣) 12:8 Трижды молил я Господа

13:1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

13:2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

Гал

1:15 Когда же [Бог], избравший меня от утробы матери моей

2:1 Потом, через четырнадцать лет, ходил я в Иерусалим… благовествование

2:4 вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во 2:5 мы ни на час не уступили и не покорились

2:9 Петр, Иаков и Иоанн подали мне руку общения, чтобы мне идти к язычникам, а им к обрезанным, 2:10 только чтобы мы помнили нищих 2:12 опасаясь обрезанных. 2:14 не прямо поступают по истине Евангельской

Еф

3:8 наименьшему (novissimus) из дана благодать сия домостроительство (οικονομια) тайны (μυστηριον) от века (αἰώνων) скрытой от бога, создавшего все <вещи> (τω̣ τὰ πάντα κτίσαντι) 3:10 дабы сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия

6:19 дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением поведать тайну исполняю посольство в узах, смело проповедовал.

Кол:

1:24 и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь

А также добавим сущностные факты, приводимые в остальных четырех посланиях;

Флпс:

1.13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,

3.5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

3.6 по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.

4.15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

4.16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

1Фес:

1.2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.

1.18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.

3.1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,

3.2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего

3.4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.

2Фес

2.8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, –

Фил

9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа;

И более НИЧЕГО!

Более того, о своей предыстории Павел сообщает лишь в трех местах: написанное в 2кор: «11:22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я» и в Гал: «1:13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 1:14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий12… 2:15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники» является, как было отмечено раньше, позднейшими дописками, внесенными в канонический Апостол по сравнению с корпусом Маркиона, и потому сообщаемые нам в Фил: «5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, 6 по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» подробности, не являясь чем-то новым по сравнению с приведенными выше фальшивыми поздними вставками в 2Кор и Гал, выглядят их списанным повтором и намекают тем самым не только на свою подложность, но и на подложность всех четырех посланий, практически не раскритикованных отцами-ересиологами, на что мы уже указывали выше в главе «Четырнадцать или… шесть?». Таким образом, веры этому внезапному автобиографическому признанию Павла в Флпс не просматривается, и оно может быть опущено из павловой автобиографии наряду с уже перечисленными выше цитатами из 2Кор и Гал, как, впрочем, видимо и все то, что мы почерпнули из четырех «младших» посланий в связи с подозрениями на их позднюю фальсифицированность как в церковном каноне так и в каноне Маркиона.

То есть, в восстановленном Апостоле Маркиона Павел о себе практически ничего не сообщает. В связи с этим уместно заметить, что вообще автобиографические подробности, навязчиво повторяемые Павлом в канонической версии Посланий выглядят странно в свете того, что сообщаются им его подопечным, которые и так должны быть в курсе его биографии из личного общения с ним – тратить на это место в посланиях к ним пожалуй что неуместно.

Однако, заметим, что столь жалкие обрывки личных сведений, достоверно присутствовавшие в корпусе Посланий Маркиона, превращают Павла в фигуру совершенно призрачную, лишенную тех корней «нормативного иудея», к которым его личность прикреплена в канонической версии Посланий, и, тем более, в совершенно сказочных Деяниях.

Таким образом, из вышеперечисленного можно сделать вывод, что о личности Павла и его биографии мы вообще ничего не знаем, не знаем, кто он и откуда, какой национальности, происхождения, веры и бытования – ничего вообще! По косвенным признакам в его рассуждениях можно предположить, что он – иудей рассеяния, но не более того. То есть, личность Павла становится все более призрачной и никак не привязанной ко времени и месту его проповеди, о которой, кроме названий его посланий, по сути ничего не известно, и узнать неоткуда.

Однако, остается еще законный вопрос: откуда же все-таки взялись те богатые биографические подробности жизни Павла, которые впоследствии были предположительно вписаны кем-то в каноническую версию его Посланий, а также размещены в Деяниях, которые, начиная с отдельных упоминаний Савла в главах 7,8,9, 11 и 12, превращаются начиная с 13-ой главы в отдельный роман, посвященный исключительно жизни и деяниям Павла, что странно в свете того, что настоящие апостолы Иисуса в Деяниях вообще почти не упоминаются, кроме Петра, который тоже напрочь исчезает из Деяний после 12-й главы. Такое впечатление, будто два отдельных произведения были довольно грубо объединены в одно: повествование о первых днях иудеохристианской общины в Иерусалиме и события, связанные с Павлом значительно более поздние, по свидетельству тех же Деяний происходившие лет через двадцать после Воскресения.

Существует довольно обширная критическая литература, рассматривающая предположение о том, что Павел вообще является вымышленным литературным персонажем, биография которого составлена на основе таких исторических памятников, как «Иудейская война» Флавия и других произведений второго века. Аналогии просматриваются в приводимых для сравнения эпизодах из Деяний. Это не значит, что Павла, как такового, вообще не существовало – но лишь то, что кроме имени и присвоенного по слухам апостольства среди язычников, о Павле до явления Маркиона с его «Апостолом», ничего не известно вообще! Однако, к биографии Павла и ее происхождению в канонических Посланиях и в Деяниях мы еще вернемся позднее.