Найти тему
Не Одна Такая

Активное слушание, или поддержка

Появилось десятка полтора назад словосочетание «активное слушание».

Я его вычитала впервые у Стивена Кови в книге «7 навыков высокоэффективных семей».

Что это такое и как это работает было не совсем понятно на тех примерах, которые он приводил.

Запомнилось, что была какая-то ситуация у них с женой на раннем этапе вокруг бытовой техники. Он описывал, что он ее выслушал (ее переживания, сомнения, слёзы), и как-то они ту ситуацию разрешили.

И казалось бы всё понятно (выслушал. Молодец!), но ничего не понятно 😁

Глубоко прочувствовать, понять и оценить что это такое у меня получилось только с ребёнком.

Первое с чем я столкнулась, и где пришлось использовать всё, что я знаю, - детские истерики.

У детей в возрасте лет полутора начинается период истерик.

Эти истерики не какие-то непонятные детские капризы, не попытка манипуляции (хотя при неправильном реагировании манипуляция может появиться), не желание ребёнка из родителя выжать все соки.
Просто в этом возрасте начинает активно формироваться лимбическая система мозга.
Вот ссылочка 👉 https://tomatis-spb.ru/sp_faq/стадии-развития-мозга/
Ребёнок ещё не осознаёт своих эмоций. Выразить их не может.
Они как бы просто накапливаются.
А потом «плотину прорывает» и ребёнок истерит. Кричит долго и громко, иногда со слезами, иногда без. (Не буду в медицинские ситуации вдаваться. Там есть свои отличия).

Обычно у родителей такое поведение ребёнка вызывает ужас, гнев, и прочее. Всё, что угодно, но только не сочувствие и желание чаду помочь.

И вот вернёмся к активному слушанию.

Его-то мне и пришлось впервые применять тогда, когда сыну было чуть больше года.

Чтобы этот поток крика выдержать нужно много равновесия.

По началу у меня получалось только скрипя зубами.
Мои детские крики, конечно, никто не выдерживал. Хорошо, если не шлепали. Но, не помню, маленькая была.
После истерики сына я чувствовала себя как выжатый лимон, и хотела упасть пластом.
Потом я стала поддерживать обоих: и своего сына, и себя.
Получалось лучше.
А дальше меня отпустило (свою коробочку я заполнила), и истерика ребёнка не вызывала ужаса и гнева.
Я просто находилась рядом с ребёнком, обнимала, если позволял, гладила. Давала ему просто быть в этом состоянии.

Чем старше становился сын, тем плач становился тематичнее, то есть имел уже конкретную определённую причину.

Не так давно сын разревелся от папиного запрета.

Разревелся прямо навзрыд.

Я к нему подошла. Он меня отталкивает. Прогоняет.

Попытки совершить пришлось несколько раз.

Села с ним рядом.

Он уже уткнулся в меня, продолжая реветь.

Я молчала. Ждала, когда он сам начнёт говорить.

Он успокоился. Рассказал, что обиделся на папу. Мы обсудили ситуацию.

И на этом все закончилось.

Я не отменила папиного запрета.

Хотя когда-то так делала 🤦🏼‍♀️
Прости, муж.
Я была не права.

Я не стала уговаривать ребёнка не обращать внимания (или что там ещё обычно говорят?)

Я просто побыла рядом пока он переживал свою обиду, и выслушала, когда он захотел рассказать.

Ребенок тут же повеселел, и помчался дальше заниматься своими делами.

Вот это, собственно, и есть то самое активное слушание. Или по-нашему, поддержка.

Она действительно срабатывает тогда, когда остаёшься спокойным. А результатом становится то, что высохли слёзы, появилась улыбка и жизнь продолжилась.

Со взрослыми тоже, кстати, работает. 😉

Приходится расщепляться, когда ребёнок попадает в родительскую травму: поддерживать и себя, и ребёнка. Нет. Это не шизофрения 😂 У психологов это называется трансовая техника.
Приходится расщепляться, когда ребёнок попадает в родительскую травму: поддерживать и себя, и ребёнка. Нет. Это не шизофрения 😂 У психологов это называется трансовая техника.

Спасибо, что заглянули 🌸