Появилось десятка полтора назад словосочетание «активное слушание».
Я его вычитала впервые у Стивена Кови в книге «7 навыков высокоэффективных семей».
Что это такое и как это работает было не совсем понятно на тех примерах, которые он приводил.
Запомнилось, что была какая-то ситуация у них с женой на раннем этапе вокруг бытовой техники. Он описывал, что он ее выслушал (ее переживания, сомнения, слёзы), и как-то они ту ситуацию разрешили.
И казалось бы всё понятно (выслушал. Молодец!), но ничего не понятно 😁
Глубоко прочувствовать, понять и оценить что это такое у меня получилось только с ребёнком.
Первое с чем я столкнулась, и где пришлось использовать всё, что я знаю, - детские истерики.
У детей в возрасте лет полутора начинается период истерик.
Эти истерики не какие-то непонятные детские капризы, не попытка манипуляции (хотя при неправильном реагировании манипуляция может появиться), не желание ребёнка из родителя выжать все соки.
Просто в этом возрасте начинает активно формироваться лимбическая система мозга.
Вот ссылочка 👉 https://tomatis-spb.ru/sp_faq/стадии-развития-мозга/
Ребёнок ещё не осознаёт своих эмоций. Выразить их не может.
Они как бы просто накапливаются.
А потом «плотину прорывает» и ребёнок истерит. Кричит долго и громко, иногда со слезами, иногда без. (Не буду в медицинские ситуации вдаваться. Там есть свои отличия).
Обычно у родителей такое поведение ребёнка вызывает ужас, гнев, и прочее. Всё, что угодно, но только не сочувствие и желание чаду помочь.
И вот вернёмся к активному слушанию.
Его-то мне и пришлось впервые применять тогда, когда сыну было чуть больше года.
Чтобы этот поток крика выдержать нужно много равновесия.
По началу у меня получалось только скрипя зубами.
Мои детские крики, конечно, никто не выдерживал. Хорошо, если не шлепали. Но, не помню, маленькая была.
После истерики сына я чувствовала себя как выжатый лимон, и хотела упасть пластом.
Потом я стала поддерживать обоих: и своего сына, и себя.
Получалось лучше.
А дальше меня отпустило (свою коробочку я заполнила), и истерика ребёнка не вызывала ужаса и гнева.
Я просто находилась рядом с ребёнком, обнимала, если позволял, гладила. Давала ему просто быть в этом состоянии.
Чем старше становился сын, тем плач становился тематичнее, то есть имел уже конкретную определённую причину.
Не так давно сын разревелся от папиного запрета.
Разревелся прямо навзрыд.
Я к нему подошла. Он меня отталкивает. Прогоняет.
Попытки совершить пришлось несколько раз.
Села с ним рядом.
Он уже уткнулся в меня, продолжая реветь.
Я молчала. Ждала, когда он сам начнёт говорить.
Он успокоился. Рассказал, что обиделся на папу. Мы обсудили ситуацию.
И на этом все закончилось.
Я не отменила папиного запрета.
Хотя когда-то так делала 🤦🏼♀️
Прости, муж.
Я была не права.
Я не стала уговаривать ребёнка не обращать внимания (или что там ещё обычно говорят?)
Я просто побыла рядом пока он переживал свою обиду, и выслушала, когда он захотел рассказать.
Ребенок тут же повеселел, и помчался дальше заниматься своими делами.
Вот это, собственно, и есть то самое активное слушание. Или по-нашему, поддержка.
Она действительно срабатывает тогда, когда остаёшься спокойным. А результатом становится то, что высохли слёзы, появилась улыбка и жизнь продолжилась.
Со взрослыми тоже, кстати, работает. 😉
Спасибо, что заглянули 🌸