Рынок альтернативного мяса делится на две группы: растительное и клеточное. В США ажиотажный рост продаж растительного мяса возник пару лет назад. Это было необычное явление для рынка, который рос постепенно, поэтому такой спрос не мог продолжаться долго. В 2022 году в США из-за высокого уровня инфляции цены на альтернативный белок соответствуют цене на премиальное мясо, поэтому флекситарианцы (люди, которые практикуют отказ от животного белка время от времени и являются основными потребителями растительного белка) не готовы так же часто как раньше покупать растительное мясо. Несмотря на это производители надеются увидеть 10-15% рост рынка в ближайший год.
В России ажиотажного спроса на продукты из растительного белка не было заметно (доля таких продуктов не превышает 1% в категориях мяса и молока), хотя интерес растет. Глава Минпромторга, Денис Мантуров, объявил о формировании дополнительного пакета мер поддержки для инновационного кластера. Продукты из растительного белка перестают быть нишевыми, производители стали ориентироваться на широкую аудиторию.
Доступность продуктов на растительной основе, их массовость – точно повлияли бы на рост популярности категории, — аналитики компании NTech.
Такие компании, как «Магнит» и «Азбука вкуса» решили заняться производством растительного мяса, так что в скором времени, оно может стать дешевле традиционного. Небольшим компаниям будет трудно справиться с возможным демпингом цен. В растительном молоке лидером продаж являются «Сады Придонья» с брендом «NEMOLOKO».
На данный момент спрос на растительное мясо все еще носит сезонный характер и основные продажи фиксируют во время Великого поста весной. В категории растительного молока сезонность выражена слабо, спрос примерно одинаковый весь год, это говорит о том, что продукт перестал восприниматься как необычный и нашел своего потребителя.
ТОП-3 категорий в растительном мясе – вареные колбасы, паштеты и сосиски.
В начале 2022 году производители столкнулись с повышением цен на сырье (тофу, кокосовое и миндальное молок, орехи), в связи с чем возникла необходимость искать варианты замены поставщиков и изменения логистических цепочек. Так же с рынка ушел Danone (бренд Alpro), но у российских производителей хватает производственных мощностей, чтобы заполнить полку.
Рынок клеточного мяса на данный момент незначителен. Производство такого мяса очень дорогостоящее и в ближайшее время массового производства не предвидится.