Все знают, что один из выдающихся продуктов Apple, который действительно бустанул компанию, это IPod, но мало кто знает, что SONY могли выпустить аналогичное устройство значительно раньше. Технические возможности у SONY были больше, чем у Apple, и взаимодействие с музыкальными студиями уже было налажено. Знаете, почему они не смогли? По признанию SONY, они упустили возможность просто потому, что два отдела (один — технический, отвечавший за железо, и второй, отвечавший за работу с правами на музыку) не смогли договориться, чтобы вместе сделать один продукт.
Знаете, почему Илон Маск купил Twitter и хочет уволить 75% сотрудников? Правильно, в IT-корпорациях большая часть сотрудников делает ровно столько, сколько достаточно, чтобы их не уволили. А если у компании всё нормально, то, по сути, они не делают ничего.
Один пример, реальная история. Наш знакомый был на экскурсии в компании Google. Экскурсию вел человек, который является 20-м сотрудником компании. То есть был нанят двадцатым, по сути, сооснователь компании. Он вел экскурсию. А знаете, почему? Как выяснилось потом, в его задачу (и его отдела) входит оптимизация (ускорение) алгоритма выдачи поиска. С его слов, они достигли предела возможностей кода и потому дальнейшее ускорение алгоритма невозможно. Поэтому у него нет работы и есть куча времени, которое он пытается потратить с пользой, проводя экскурсии. То есть вы понимаете, один из ключевых сотрудников, вместо того чтобы менять мир, занимается чуть больше, чем ничем. Более того, весь его отдел занимается ничем. И так почти вся компания, да что компания, почти все IT-компании. Именно поэтому многие из них мечтают вернуться в то время, когда они были стартапом. И да, проблема не в том, что алгоритмы или работа сделаны идеально. Всегда есть куда двигаться. Вопрос подходов. Как вы можете мотивировать человека двигаться вперед, мечтать, изобретать, рисковать, если для того, чтобы остаться в компании, нужно просто не сделать хуже. Обидно, что конкретно этот 20-й сотрудник и, скорее всего, все остальные просто перестали мечтать. Мечтать по-крупному, так, чтобы все смеялись над твоей мечтой. Именно поэтому достаточно просто ходить на работу и получать хорошую зарплату.
Не согласны? Давайте пофантазируем. Представьте, что вас поставили одним из топовых менеджеров крупной компании. В компании всё хорошо (если нет, то вы просто начнете сокращать издержки, типа бесплатного кофе и бесплатного фитнеса). Какие у вас варианты? Двигать компанию вперед, но это риск, может не получиться, компания может понести убытки, а следовательно, скорее всего, вас лишат большой премии, а еще хуже уволят. Зачем вам рисковать, если можно просто оставить, как есть, и сделать чуть лучше. Покажите акционерам небольшой рост, который будет и так, просто потому что растет рынок, купите что-то новое для компании, типа вы развиваете компанию и всё, этого достаточно, чтобы к вам не было вопросов. Стив Джобс, Илон Маск, Фил Найт и многие другие стали выдающимися только потому, что для них стоять на месте равно умереть. Для них жизнь — это движение вперед, развитие компании. Они рисковали, рисковали по-крупному, часто терпели неудачу, но не боялись этого, это нормально. Именно поэтому они создали великолепные компании. А сейчас, когда нет Джобса, Apple не удивляет. Всё, что они могут, это двигать камеру, меняя местами. Вот результат того, что «кораблем» управляет осторожный «капитан».
Вы можете подумать: ладно руководитель, но есть же толпа сотрудников, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице. Ну ок, давайте представим, вы руководитель, к которому пришел сотрудник и говорит: «Давай потратим хрилиард денег, но может не получиться». То есть вы готовы рискнуть своим положением? А зачем вам это, если у вас и так всё хорошо? Ну допустим, вы идейный человек и беретесь толкнуть идею сотрудника. Выше вас еще 10 человек, которых нужно уговорить, и все они боятся потерять работу. Удачи 😊
Ну предположим, решение принято, бюджет выделен. Практически всегда трансформация компании, рывок вперед затрагивают огромное количество отделов и сотрудников. Каждый из них боится потерять работу, если что-то не получится. Да и опять же, как правило, попробуйте объяснить человеку, что он должен помочь вам с вашей работой при том, что это не входит в его обязанности, а в случае проблем ему за вас еще и прилетит. И даже если убрать этот фактор. В корпорациях все топ-менеджеры занимаются построением системы «защиты от дурака», и, как следствие, согласование чего-то, запуск, решение проблем — всё это занимает невероятное количество времени. И если есть человек, который в рамках корпорации может толкнуть всё это и сделать, рискнув, такому человеку намного проще создать стартап, где не будет всех этим проблем. Правда, будут другие 😊
В корпорации это все понимают, они уже пробовали, но не получается. Намного проще купить готовую идею или продукт. Отчитаться, что вот, потратили деньги на развитие, причем сразу уже готовое, без риска «не получилось», гораздо проще для корпорации.
Жаль, очень жаль на самом деле. С одной стороны, IT-гиганты, имея монопольное положение и получая сверхприбыли, могут тратить огромные суммы на исследования. С другой стороны, есть Facebook, который имеет более 50 000 сотрудников и бюджет, как государство, но даже он не подарил этому миру бесплатные курсы английского языка, чтобы все в мире говорили на одном языке. Как-то вот так. Но мы не закрываем эту страницу, у нашей компании пока есть шанс стать именно той корпорацией, которая не допустит стагнации, которая не допустит дармоедов, которая всегда будет двигаться вперед, руководствуясь великими мечтами изменить этот мир, сделать его лучше. Увидим.
P.S.
Когда вы создаете стартап, который кидает вызов IT-гигантам, инвесторы, с которыми вы работаете, если они — выдающиеся люди, не задают вопрос, почему это не сделали другие, они это всё понимают.
P.S.S.
На самом деле надо радоваться такому положению. Именно оно позволяет нам, стартаперам, появляться на свет. Если бы все IT-компании были как Netflix и SpaceX, то мир был бы другой, конечно, лучше, намного лучше, но в нем было бы очень мало стартапов. Но, с другой стороны, можно было бы успешней реализовывать себя в крупной компании, что тоже хороший вариант. А так, пользуясь моментом, рискуйте и, главное, не останавливайтесь. Упорство — одно из самых важных качеств в жизни, если вы хотите добиться успеха, а в стартапе упорство важнее вдвойне. Главное — не сдавайтесь! Вы попадете в ситуацию, когда кажется, что всё пропало, но именно такие моменты отличают «мертвый» стартап от живого.
Наша команда создает уникальное приложение для Вас. Проект SFERA. Доступно для скачивания. Сделано в России.
Ну и последний совет — правило, которым руководствуется наш проект SFERA. Не участвуйте в битве, в которой вы не способны победить. Каждый раз, когда мы заходим на поле крупных IT-гигантов, мы понимаем, что да, мы умнее, быстрее, но IT-гиганты обладают безграничными ресурсами, поэтому не стоит пытаться догнать их, когда вы только начали. Делайте то, что они еще даже не начинали делать, тогда у вас будет преимущество или по меньшей мере ваши шансы будут равны. Тут лучше всего подходит слоган «Думай иначе». Например, основой нашей экосистемы является мессенджер. Мы понимаем, что догнать по функционалу Telegram практически нереально, они сильно впереди, и компания стоит безумных денег. Тогда мы сделаем иначе, мы сделаем хорошо то, что у них работает плохо, и добавим то, чего у них нет.
Спасибо вам и удачи.