Мы уже говорили про качественную коммуникацию, а сегодня обсудим коммуникацию эффективную.
Что это такое? Это, когда вы передаёте человеку информацию и получаете от него обратную связь. Но не простую, а ту, которую вам хочется: будь то обмен мнениями или нужное действие. На самом деле, приёмов для успешного общения много, но я хотела бы дать вам три самых важных.
Приём первый – искренний интерес к человеку. К человеку! А не к тому, чего от него хочется добиться.
Искренний интерес – основа эффективной коммуникации.
Обратите внимание, как вы общаетесь с людьми. Спорим, телефон у вас при этом в руках или где-то поблизости. И вы вроде бы разговариваете, но и в телефон заглянуть можете. Я иногда в окно наблюдаю, что в мире происходит. Смотрю как-то, два подростка идут, и оба в телефонах. Видели же, наверняка, сами такую картину? Смеюсь, наверное, один другому пишет: «О, а я с тобой гуляю!» А второй: «О, и я с тобой тоже!» Или другой пример, когда вы к подружке пришли чай попить, поболтать, а она по дому шуршит, что-то там делает. В этих ситуациях искреннего интереса не будет.
Искренний интерес к собеседнику невозможен, если рядом есть что-то, на что вы отвлекаетесь.
Как развить навык искреннего интереса? Просто задавайте как можно больше вопросов человеку, с которым общаетесь. Причём, не важно о чём. Хоть о кошках. Когда вы задаёте открытые вопросы, такие, на которые невозможно ответить просто да или нет, человек вступает с вами в общение. И – о боже мой! – вы можете неожиданно узнать, что перед вами интересный собеседник. Мне многие после программ признаются:
– Столько лет прожили, а я только узнала, какой муж у меня интересный человек. А всего-то – начала с ним правильно разговаривать.
Потренируйтесь в задавании вопросов сначала на людях, с которыми вам легко общаться. Но интереснее будет пробовать на тех, с кем общаться тяжело. Это определённое преодоление. Но вы удивитесь, насколько изменится ваша коммуникация. А ещё одним бонусом к этому станет то, что вы сможете получить от человека желаемое. И это не будет манипуляцией, потому что собеседник на самом деле станет вам интересен.
Второй важный компонент эффективной коммуникации и боль для всякого русского человека – это безоценочность.
Если хотите, чтобы ваша коммуникация была эффективной, придётся учиться не давать оценок.
– А я их и не даю! – возразите вы.
Но дело в том, что оценочность – широкое понятие. Приведу пример. Вам подруга что-то рассказывает, вы слушаете её и понимаете, что так, как она, никогда не сделаете. О чём потом ей и сообщаете. А это и есть оценка. «Я бы так не смогла!», «Ну, ты даешь!» – это всё оценки.
Что такое оценка? Это когда вы выражаете своё отношение к тому, что вам рассказал человек.
Оценки бывают:
● грубыми: хорошо, плохо, красиво, некрасиво, правильно неправильно;
● прозрачными: ух ты, ах ты, я бы так не смогла, я бы так не сделала, ну ты даешь;
● пассивно-агрессивными. Это когда вам человек что-то рассказывает, а вы внутри себя его осуждаете, но сказать об этом не можете. Зато начинаете выразительно смотреть, губы кривить, выражая тем самым некое презрение. Типа: м-м-м, всё с тобой понятно.
Предлагаю понаблюдать за своей речью, особенно если у вас есть дети. Наверняка заметите, что оценки вы постоянно даёте.
Общаться, не давая оценок, – сложно. Потому что мы всю жизнь так живём, у нас так принято и считается нормальным. Но научиться отлавливать эти оценочные проявления и убирать их – стоит. Это очень интересный опыт. И он имеет под собой обратную сторону: к вам начнут тянуться люди. И если вы «социофобушек», вам придётся тяжело. Люди начнут о вас говорить:
– Она такой приятный человек. Мне так нравится с ней общаться.
А весь секрет в том, что вы искренне интересуетесь людьми и не даёте оценок.
И, наконец, самое интересное в теме эффективной коммуникации – это слушание. Есть три уровня слушания, о которых расскажу вам в следующий раз. Не пропустите, поскольку это один из самых ключевых моментов для эффективного общения.
Если статья показалась вам полезной и интересной, ставьте лайк или делитесь ей в соцсетях. Подписывайтесь на канал, впереди много полезных материалов.