Найти тему

Лед: сиквел Жоры Крыжовникова, или Почему Петров пропал

Чем кончилась безумная затея сделать продолжение первого хита, который сиквелов не предполагал.

@Лидия КУЗЬМИНА

Первый «Лёд» не обещал ничего интересного, кроме, разумеется, приличной кассы за стандартно сработанный блокбастер. Девочка из провинции (Аглая Тарасова) в нем мечтала стать фигуристкой, и проявила на пути к спортивным победам недюжинный характер. Примерно в середине действа героиня сломала позвоночник, оказалась в инвалидном кресле, и в фильме появился новый герой — хоккеист в исполнении Александра Петрова. Понятно, что он должен был воплотить убойный по своей ходульности и мелодраматизму сюжет: поставить девушку на ноги, согреть своей любовью и привести к спортивному триумфу. Вот тут в фильме и случилось непредвиденное. Актер как будто огляделся, оценил количество штампов и… решил не скучать. На завораживающем кураже он пустился воплощать предложенный сценарий. В двадцать минут и разозлился, и влюбился, и совершил пару чудес, сначала вернув героине здоровье, а потом заменив в разгар соревнований ее нервного партнера. Это выглядело смешно, нелепо, заразительно и, в конце концов, воплощало одну внутреннюю правду: эмоциональную природу человека, для которой, действительно, нет преград. Возникла особая душевная связь со зрителем, которую и вправду жаль было утерять.

Жора Крыжовников, фото со съемок
Жора Крыжовников, фото со съемок

За год или чуть больше все создатели второго «Льда» совершили по-человечески симпатичные поступки и, не исключено, важные для будущего масскульта. Отказались от формального выжимания денег, поняли, что нужно искать самодостаточную драматическую историю, нашли ее, написали и заручились согласием на проект отличного режиссера — Жоры Крыжовникова, и всех актеров.  Стояла как никогда теплая зима, локации запорошили искусственным снегом, что, в общем, мило и уместно в истории рождения потенциального пока хита.

кадр фильма
кадр фильма

Действительно, авторы предложили неожиданный вариант развития событий. Герои поженились и в мечтах уже нарисовали себе всю будущую жизнь. Но никто не может знать, что ждет его впереди. Совсем скоро все изменилось: Маша погибла, Саша (Александр Петров) остался с новорожденной дочкой на руках и вычеркнул из жизни даже само воспоминание о спортивной карьере своей жены, потому что умерла она из-за той старой травмы. Герой и без того чем-то вызывает беспокойство обывателей, но все становится еще хуже, когда дочь втайне от него становится на лед. Разгорается конфликт между ним, девочкой, тренером (Мария Аронова)…

По-своему пытаются помочь милая девушка — социальный работник (Надежда Михалкова), и восхитительная стерва — директор хоккейного клуба (Юлия Хлынина); обе при этом претендуют на больное от печали, но потенциально свободное сердце героя. Дело доходит до суда и лишения родительских прав. Как водится, вступает в игру абсурд судебной системы и пресловутое общественное мнение. Уже никто не рад тому, что происходит, и никто не знает, как дать обратный ход. Ситуация кажется безвыходной…

-4

Возможно, более сюжета зрителей удивит стиль картины. Режиссер будто оттолкнулся от рискованной сцены первого «Льда», когда зрители ледовой арены поют, создавая музыкальное сопровождение для спортсменов. Он подхватил интонацию шлягера и использовал ее как элегантный стилеобразующий элемент фильма. Давно, давно пора нарушить навязчивое правдоподобие, характерное для народного кино: провинциальный (столичный) город, типовые (дизайнерские) квартиры, магазины, стадионы…  все как в жизни, только чуть мертвее. Эмоции гаснут в этих пространствах, наталкиваясь на стены и предметы. И режиссер в своем фильме просто «отпустил» их самым простым и действенным способом:  видимая реальность теряет в нем привычные очертания и исчезает.  В первых минутах картины дежурные клятвы в зале ЗАГСа постепенно заглушает хор, исполняющий «Аллилуя любви», фрагмент из «Юноны и Авось». Следуя за эйфорией героев, тянутся вверх и отрываются от каменного основания стены и колонны здания, что, к слову, не было спецэффектом, а подвижной, специально возведенной декорацией,  приведшей в восторг участников съемки.

Герои картины поют, своим голосом и с удовольствием: Александр Петров, например — «Тополиный пух», Мария Аронова — «Озеро надежды». Квартира героини превращается в заиндевевшее, замерзшее царство Берендея вслед за настроением хозяйки. Девочка в какой-то момент танцует на широкой лестнице здания суда, и «белые воротнички» российского розлива невольно движутся в такт.

Формат музыкального фильма не просто хороший ход, обновляющий жанр, в котором у нас не слишком много свежести и креатива. Это — настроение, всем понятное, словами не выражающееся, эмоционально сложное. В центре внимания в картине — яркий драматический сюжет, сочные типажи, картинки современной жизни и доставшийся от предыдущего фильма мотив борьбы за свою мечту. И, разумеется, победы. Но драматизм жизни важен для режиссера, и тем и интересны его комедии, что не сокращают мир до «жанрово приемлемого». Настоящей темой картины, как здесь,   может стать не пережитое горе. Но ритмы шлягера обратят его в легкую печаль.

подробно о фильме + трейлер

Смотрели эту картину?

Поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением в комментарии.