Найти тему
МОХОВА

Что такое Web 3? В чем отличия от предыдущих версий? И для чего он digital-маркетологам?

Немного теории

Начнем с главного. Есть 3 концепции развития интернета: Web 1.0, Web 2.0 и Web 3

Web 1.0 (1990-2004) – это начальное развитие интернета, статичные страницы, простые веб-сайты, работа в интернете – для избранных, пользователи – пассивные потребители информации.

Web 2.0 (2004-настоящее время) – это уже красивые динамические веб-страницы, социальные сети и возможность пользователя быть творцом контента. Большинство сайтов и приложений сегодня – это Web 2.0.

Web 3 – самая ориентированная на пользователя концепция, основанная на децентрализации и токенах. Эта концепция даст юзерам больше контроля, независимости, а, главное, возможности для участия в жизни бренда/продукта и пр.

Эти временные рамки довольно условны, потому что переход от одной модели к другой происходил постепенно. Ведь уже сейчас есть метавселенные, блокчейн, NFT, и да, мы снова живем в интересное время.

-2

Отличия Web 3 от Web 2.0

В Web 2.0 нам, чтобы взаимодействовать с информацией, работать в приложении, оставить комментарий в соцсети, писать в чате, нужно иметь кучу аккаунтов и столько же паролей. В этом случае веб-сайтами соцсетей и мессенджерами владеют крупные компании и доход получает владелец платформы и получают доход от пользователей и контента, который они производят.

В Web 3 вам не нужно иметь столько паролей и аккаунтов: достаточно просто иметь seed-фразу своего кошелька, который и будет являться паролем для всех платформ (нужно просто привязать этот кошелек). Тут меня посетила интересная мысль, что переход на Web 3 крайне органичен: вы заметили, что нередко мы создаем один пароль и используем его для множества приложений?

В Web 2.0 все данные лежат на одном сервере, и при его отключении отключится, и весь сайт/приложение/пр. перестанет работать.

На Web 3 все платформы децентрализованы, потому что построены на блокчейне.

Web 2.0 работает на доход владельца платформы, Web 3 – на доход пользователя. То есть в третьей концепции доход получает не условный YouTube за просмотры, а Youtube делится токенами с пользователем за просмотр видео. Уже сейчас есть зож-приложения с концепцией Move-to-Earn (приложение Stepn). В то время как, например, Nike Running просто дает вам возможность отслеживать свой треккинговый путь и замерять скорость/время/расстояние, а зарабатывает за просмотры вами рекламы в своем приложении.

-3

При чем тут digital-маркетинг

Сейчас крупные компании, типа Meta (запрещена в РФ), Google, Mail.ru group, получают прибыль за счет рекламы, которую смотрят пользователи. Реклама до того становится навязчивой, что платформы и приложения уже даже продают подписку за «отказ от рекламы». Эти крупные компании настолько контролируют наши предпочтения, что таргетируют на нас эту рекламу по различным настройкам и фильтрам.

Web 3 меняет подход: теперь пользователь не тратит свое время впустую, время, потраченное на просмотр рекламы, теперь не бесцельно: на нем можно заработать. И чем выше его вовлеченность в участии в жизни бренда, тем выше его награда в виде крипты и токенов NFT.

Если упростить, это, как если бы Бузова платила за просмотр сгенерированной ей рекламы в бузкойнах, которые можно было бы потратить в сети питания бузфуд или на бузкосметикс (или в местах, где еще принимают бузкойны).

Web 3 сейчас

Одной из ведущих компаний в сфере маркетинга в Web 3 сейчас считается Project Galaxy. На этой платформе стартапы могут создавать свою рекламную кампанию и привлекать себе новую аудиторию. На данном этапе рекламная кампания выглядит так: нужно подписаться на что-то, стать юзером проекта, поучаствовать с тестнете и получить за это NFT.

На платформе Quest3 сейчас начинают практиковать реальные рекламные кампании и платить за них в стейблкоинах или других токенах.

Какие приложения есть еще:

- Brave Browser – браузер на блокчейне, который позволяет пользователям продавать свои данные за токены;

- Livepeer – открытая видеоинфраструктура;

- Mirror – платформа для создания и обмена контентом.

Некоторые прогнозируют, что пользователи смогут не только зарабатывать в виде получения токенов, но и становиться совладельцем компании через NFT.

Что делать сейчас

Конечно, внедрение искусственного интеллекта и NFT – сейчас не для всех посильная задача, но уже сегодня стоит обращать внимание на эти технологии.

Но нужно свыкнуться с новой революцией в сфере диджитала: web 3 – это новый уровень подхода к пользователю. И все что нам нужно сейчас – это продолжать делать фокус на юзерский опыт и относиться к клиентам не как к цифрам, а как к людям, чей труд и время тоже имеют ценность.

Думаю, что большинство из нас уже на этом пути или уже справляются с этой задачей, поэтому все изменения пройдут интересно.