Найти тему
Стекло Алексея Зеля

Маленькая козочка художника Алексея Зеля, которой никогда не было

Не только сейчас, но и раньше, до появления интернета, журналисты не гнушались перепечаткой чужих материалов. Благодаря таким «специалистам» вырос самый распространённый миф о «маленькой козочке», которую якобы «выдул» из стекла художник Алексей Зеля на заре своего творчества.

"Бежала через мосточек", кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
"Бежала через мосточек", кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Со временем это стало раздражать. «Только, умоляю, не пишите про козочку», - фраза, которой мой отец, Алексей Зеля, заканчивал каждое интервью. А затем… открываем газету или журнал с публикацией и там снова она! Маленькая козочка.

«Вообще больше не буду им ничего говорить! Какой смысл?», отбрасывая подальше печатное издание, в сердцах комментировал Алексей.

Дело было так. Первый буклет к выставке мы заказали издательству. Они наняли фотографа для иллюстраций и искусствоведа для текстов – все взяли на себя. По каким-то причинам Алексею Зеля брошюру на утверждение не давали. А потом, когда выдали на руки тираж (30 тыс экз!), оказалось, что там и статья с ошибками и фото «Аллеи Керн» некорректное.

Дама, ответственная за предисловие, с художником не общалась, к тому же не знала технологии работы с кварцевым стеклом. Написала отсебятины, в меру собственного воображения. Именно из-под ее пера и вышла та самая пресловутая козочка, которую Алексей Зеля якобы «выдул» из кварцевого стекла (дуют стеклодувы, кварц очень тугоплавкий – с ним никаких легких не хватит).

-2

Сейчас бы, конечно, мы такую работу не приняли. Но в начале 90-х, все еще были советскими людьми, и идти куда-то спорить, «качать права»… а деньги уже уплачены… немыслимо! Так брошюрка вместе со всеми неточностями и выдумками получила свое распространение.

Кстати, тираж довольно быстро разошелся через выставки, а для себя мы оставили около тысячи экземпляров, на «представительские» нужды. Неудачный опыт работы с издателями надолго отбил у Алексея Зеля охоту заказывать какую-нибудь другую печатную продукцию, поэтому многие годы при необходимости мы пользовались этим буклетом.

А вот теперь самое интересное. Представьте себе, мы провели более 130 персональных выставок Алексея Зеля. И на каждую, на открытие, приходили пресса и телевидение. У ТВ все отлажено – отсняли церемонию, общие планы, художник и директор музея что-то сказали на камеру. Быстро сделали работу и уехали готовить материал для эфира.

А газетчики другой породы. Очень внимательно все рассматривают, изучают детали, задают умные вопросы. Привычная картина: все разошлись, мы с мамой сидим в фойе ждем, а Алексей два с лишним часа водит журналиста по залу, подробно рассказывает про каждое произведение, а он с интересом слушает, головой кивает.

Получив персональную экскурсию от художника, основательно его вымотав (и так уставшего после сборки и открытия экспозиции), прощаясь, как бы невзначай спрашивает: «а у вас нет каталога или проспекта?». Простодушный Алексей дарит «представительский» буклетик и подписывает на память.

И вот, спустя некоторое время, к нам приходит экземпляр региональной газеты с папиным интервью, где в очередной раз мы находим все тот же текст из каталога про то, как Алексей Зеля выдул из стекла маленькую козочку…

В середине 90-х мы очень часто переезжали с выставкой - каждые 1,5-2 месяца в новом городе. Это требовало от всех нас больших сил и напряжения, но самая большая нагрузка была на Алексее. Признаюсь, в тот период отец прямо возненавидел этих «пожирателей времени». Как только они появлялись на горизонте, совал им буклет (с предварительно вычеркнутыми нежелательными абзацами) со словами: «все, что вам нужно, вы найдете здесь».

В большинстве своем они, конечно, возражали, просили уделить им хотя бы пару минут, ведь они готовились и им обязательно надо задать свои вопросы. И добрый мой папа, никогда не терявший веры в людей, снова водил их от одного произведения к другому, а дальше…. Ну, вы догадались! Все повторялось…

Короче, история, думаю, понятна. В борьбе с мифом о «маленькой козочке» отец проиграл подчистую. Когда же Алексей Зеля перестал давать журналистам тот злополучный проспект, тексты уже перекочевали в интернет, и ничто не могло остановить их распространение.

-3

«Минуточку! А что за коза на фотографии?» - спросите вы. А это Коза-дереза! Алексей Зеля все-таки ее сделал, но гораздо позже той, воображаемой. И она совсем не миниатюрная - расскажу о ней в следующем посте!

---

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!

---
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ: