Найти в Дзене
Поставщик счастья

Может ли магазин 18+ попасть под закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений?

После отмены уголовного наказания за мужеложство 3 июня 1993 года попытки законодательного запрета пропаганды гомосексуальности в России предпринимались как на федеральном, так и на региональных уровнях с 2000-х годов. 5 декабря новые законы о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений вступили в силу. Что изменилось? Госдума расширила статью. Ранее (в 2013 году) акценты были направлены на пропаганду среди несовершеннолетних, сейчас – без уточнения возраста. Более того, добавились новые статьи: пропаганда педофилии или информация, способная вызвать желание сменить пол. Какие наказания могут быть применены? Штрафы от 50 до 800 тысяч рублей для физ.лиц. Это, кстати, рекордный штраф для физических лиц. Для юридических лиц – от 800 тысяч до 5 миллионов рублей. Также суд может приостановить деятельность правонарушителей на срок до 90 суток. Наиболее вескими обстоятельствами являются публикации в СМИ или в интернете. При этом уголовная ответственность не предполагается. Кто попадает под
Оглавление

После отмены уголовного наказания за мужеложство 3 июня 1993 года попытки законодательного запрета пропаганды гомосексуальности в России предпринимались как на федеральном, так и на региональных уровнях с 2000-х годов. 5 декабря новые законы о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений вступили в силу.

Что изменилось?

Госдума расширила статью. Ранее (в 2013 году) акценты были направлены на пропаганду среди несовершеннолетних, сейчас – без уточнения возраста. Более того, добавились новые статьи: пропаганда педофилии или информация, способная вызвать желание сменить пол.

Какие наказания могут быть применены?

Штрафы от 50 до 800 тысяч рублей для физ.лиц. Это, кстати, рекордный штраф для физических лиц. Для юридических лиц – от 800 тысяч до 5 миллионов рублей. Также суд может приостановить деятельность правонарушителей на срок до 90 суток.

Наиболее вескими обстоятельствами являются публикации в СМИ или в интернете. При этом уголовная ответственность не предполагается.

Кто попадает под действия нового закона?

Закон касается всех. Поскольку это идеологический закон, то его формулировки очень размыты.

Законопроектом расширяются требования к рекламе, которая не должна содержать информацию, демонстрирующую нетрадиционные сексуальные отношения или предпочтения. В перечень уже запрещенной информации (пропаганда войны, культ насилия и жестокости, разжигание ненависти и вражды, публичные призывы к терроризму и экстремизму и т. п.) предложено включить «материалы, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения». То есть контент с «пропагандой ЛГБТ» будет полностью запрещен.

Фильмы, которые «пропагандируют нетрадиционные сексуальные отношения», не будут получать прокатное удостоверение.

«Пропаганда ЛГБТ» будет запрещена в рекламе, новостных агрегаторах с аудиторией более одного миллиона пользователей в сутки (это, например, «Яндекс Новости» и «Рамблер/новости»), социальных сетях с аудиторией более 500 тыс. человек в сутки (это, например, «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter) и «аудиовизуальных сервисах». Нельзя «пропагандировать нетрадиционные сексуальные отношения» и в СМИ. При этом на радио и телевидении будет запрещено и демонстрировать ЛГБТ-контент с 4:00 до 23:00.

Владельцы страниц в соцсетях не будут нести ответственность за размещенные на них комментарии, нарушающие закон, в том числе с пропагандой ЛГБТ. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. «Если вы пишете „ВКонтакте“, то страница „ВКонтакте“ — не ваша собственность, даже если вы пользуетесь признанными нелегальными сегодня на территории России социальными сетями, вы также являетесь „квартирантами“», — добавил Хинштейн.

Как отличить, где пропаганда, а где нет?

«Наша инициатива не является актом цензуры. Мы не запрещаем упоминание ЛГБТ как явления. Мы запрещаем именно пропаганду», — заверил журналистов инициатор поправок, глава Комитета по информполитике Александр Хинштейн. Он отметил, что главное отличие пропаганды от упоминания в том, что она направлена на создание привлекательного образа и «искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений».

Что думают россияне?

По данным опроса официального ВЦИОМ, 86% респондентов никогда не сталкивались с ЛГБТ-пропагандой. Более половины россиян полагают, что сексуальную ориентацию взрослого человека невозможно изменить внешними усилиями.

Может ли магазин 18+ попасть под закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений?

Прямого запрета на торговлю товарами для взрослых через интернет не существует. Зато интернет-магазины, продающие товары этой категории, попадают под Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ.

Именно поэтому, в первую очередь, интернет-магазины обязаны подтвердить возраст посетителя с помощью предупреждения. Это может быть плашка 18+ или калькулятор возраста посетителя.

Второй важный момент – владелец интернет-магазина должен скорректировать информацию, которая может попасть под действующий закон. Например, магазины, ориентированные и поддерживающие сексуальные меньшинства, распространяющие информацию о гомосексуальности, бисексуальности и трансгендерности должны скорректировать информацию в нейтральном ключе или исключить ее полностью с интернет-ресурса. Иными словами, запрещено распространение в том числе нейтральной, отрицательной или положительной информации об ЛГБТ-людях.

Для примера, приведем случай, связанный с детской игрой "Фанты". Производитель игры был оштрафован за возможность изобразить «свидание однополой пары» или «любящего мужчин Рэмбо». Также, например, «Муз-ТВ» оштрафовали на 1 миллион рублей за показ мужчин в платьях.

Резюмируем: продавать товары 18+ в Сети можно, однако, предпринимателям нужно более внимательно относится к распространению нейтральной, отрицательной или положительной информации об ЛГБТ-людях или сообществах. Запретительная повестка относится, в первую очередь к социальным сетям и СМИ.

Что делать офлайн-магазинам?

К сожалению, на данный момент недостаточно прецедентов, чтобы сформулировать точную позицию относительно розничных магазинов. Тем не менее, опираясь на источники Фонтанки можно сказать, что на вывесках не должно быть рекламы однополых отношений, акцентных надписей или символики с ЛГБТ-повесткой.

Например, Нина Останина – председатель комитета Госдумы - объясняет, что пропагандой можно назвать гей-клуб в центре жилого квартала, который является привлекательным для подростков. При этом «тихое заведение», которое не демонстрирует и не транслирует однополые отношения, не попадает под действующий закон.