Нынешнее время – переломное, чреватое изменениями не только на украинской передовой, но и на российском культурно-информационном фронте. Такое ведь прежде и представить было невозможно: дамы из министерства культуры вдруг определили 17 приоритетных тем государственной финансовой поддержки кинопроизводства на 2023 год. «Мы публикуем перечень тем до начала конкурсов на финансирование производства и надеемся, что кинематографисты при разработке проектов будут учитывать приоритеты господдержки кинопроизводства. Министерство культуры продолжает поддерживать такие важные для общества темы, как защита семейных ценностей, патриотическое воспитание, сохранение традиций регионов России, успехи отечественной науки, популяризация профессии инженера и учителя. В современных реалиях мы считаем необходимым сделать акцент также на противодействии попыткам фальсификации истории и современным проявлениям идеологии нацизма, говорить о героизме и самоотверженности российских воинов в ходе спецоперации, работе фронтовых бригад и волонтеров», - разразилась патриотической тирадой министр культуры Ольга Любимова.
Ну, как водится, список тем был сделан чиновницами поспешно (в декабре уже заявки принимать!) и топорно. Моя третьекурсница Анастасия Соседенко написала заметку: «Недавно на официальном сайте Министерства культуры нашей страны был опубликован список тем, которые будут основными в отечественном кинематографе в ближайшие годы. В целом их можно описать одним словом – патриотизм. И это ни в коем случае не плохо, поскольку патриотического воспитания в нашей стране, к сожалению, сейчас не хватает. Тем не менее, в одном из пунктов этого списка указано такое словосочетание, как «деградация Европы». Эта фраза явно носит негативную оценку. Во многом это связано с существованием стереотипа о «загнивающем Западе», а в данном случае – о «загнивающей Европе». И учитывая нынешнюю общественную-политическую ситуацию, такой подход к обозначению дальнейшей тематики кинематографа вполне объясним. Здесь мы ярко видим принцип «свой-чужой»: у нас хорошо, а там – плохо».
Эта «деградация Европы» царапнула не только будущую журналистку, но и меня, опытного литератора, который пришёл в недоумение от формулировки странного 14-го пункта: «Нео-колониальная политика стран англо-саксонского мира. Деградация Европы. Формирование многополярного мира». Эта безглагольная абракадабра рождает вопросы: так что делать – обличать или воспевать, анализировать или бичевать? И почему только «англо-саксонского мира», а как быть с романским? К тому же сразу вспомнились пророческие стихи Юрия Кузнецова аж 1979 года, когда никакого загнивания не предвиделось:
Только русская память легка мне
И полна как водой решето.
Но чужие священные камни,
Кроме нас, не оплачет никто…
Да, русская доля - доносить воду в решете и не только злорадствовать, но и оплакивать!
А вот 16-й пункт – «Фильмы о подростках. Формирование жизненных ценностей и ориентиров на этапе взросления. Дезориентация в общественном пространстве, перенасыщение информации, формирование собственного мышления». Наверное, перенасыщение информацией (чем, а не чего)? И информация сама по себе не виновата, и формирование собственного мышления – ни о чём не говорит: своё мышление есть у любого индивида – от дегенерата до предателя. Хотели о чём-то другом сказать, да не вышло…
Но при всей поспешности этого сумбурного документа он всё-таки – шаг в нужном направлении, хоть какой-то официальный ориентир. Даже возникла мысль: а почему нечто подобное не сделал департамент книгоиздания в министерстве цифрового развития, при котором создан экспертный совет из тех, кто и в минувшие годы был обласкан Роспечатью. У ведомства и любезных общественников Владимира Григорьева какие приоритеты при отборе книг на гранты, для издательской программы минцифры? Этот запрос ведь формируется жизнью, обсуждается в высоких кабинетах, в речах Владимира Путина с трибун и даже в конкретных указах президента. Да и просто - носится в воздухе.