Вчера мы поделились с вами одним из универсальных шаблонов для мозгового штурма. Сегодня хотим продолжить наш разговор и рассказать вам про те ошибки, которые чаще всего делают при проведении мозгового штурма для команд. Например, когда команда создает идею бизнеса или нужно решить, как преодолеть кризис в текущей ситуации.
Что происходит?
Есть два режима мышления:
1. Расходящийся – это тот режим, когда вы создаете какие-то идеи, работают ассоциации, вы дополняете идеи, придумываете что-то необычное.
2. Сходящийся – это режим, когда вы исходя из тех идей, которые нагенерировали, выбираете самое главное, определяете какие-то группы и тд.
Почему здесь происходит ошибка?
Потому что это совсем разные режимы работы мозга, и если человека на этапе создания этих решений, начинать критиковать, заставлять оценивать эти решения, то что получится? Скорее всего он не захочет создавать что-то новое. Вспомните, как относятся к тем, что сразу же начинает критиковать любую новую идею.
Что с этим можно сделать?
Для того, чтобы организовать более правильный мозговой штурм необходимо:
• Дать человеку сначала самому побыть наедине со своими идеями, чтобы его никто не критиковал
• Далее обсудить в группе, при том дополнять каждую высказанную идею фразой «отлично, а еще…». Этим мы показываем, что можем присоединиться к этой идеи и поэтому дополняем идею, например, «эта мысль навела меня на такую-то гипотезу или предположение».
• Можно использовать метод случайных символов – использование различных картинок и специальных карточек для визуализации идей.
• После этого начинается сходящееся мышление. Мы даем оценку. Задаем вопросы: «Какие идеи сейчас будут более эффективными?, Какие мы сможем реализовать?, Что сейчас мы можем сделать?, Какие кластеры можно выделить?, Что можно начать делать в первую очередь?».
Не обязательно на одной встрече использовать все подходы. Вы можете их чередовать. Сначала обсудить обстоятельства, проговорить про то, в каких сферах хотите делать бизнес-идею, затем нарисовать эти идеи и т.д.
❗️Помните, когда вы делаете креативный штурм, любая идея – это росток. Ему нужно сначала прорасти, потом побыть немного в тепличных условиях, а уже потом он сформируется. Тоже самое происходит с идеей. Дайте ей энергию и силу, а уже потом начинайте ее критиковать.