Проглядывая в очередной раз старинную прессу в поисках чего-нибудь интересного, в газете "Советская культура" от 7 июля 1956 года я набрёл на читательский (если это не кто-то из редколлегии сочинил под псевдонимом) отзыв о малоизвестном ныне фильме "Тайна вечной ночи" (1955).
Это один из очень редких примеров научно-фантастического жанра в советском кино 1950-х, да к тому же об этой картине я уже писал - ещё в пору младенчества дзен-канала kin0guru. Так что не лишним будет напомнить и свою рецензию, и сравнить наши впечатления, которые разделяет без малого 55 лет. Как оказалось, претензии и нарекания с тех пор изменились несущественно. Это к слову о том, стоит ли судить о качестве стародавних киноработ с позиции дня нынешнего...
"Таинственная" фальшь
Когда смотришь кинокартину «Тайна вечной ночи», недоверие к происходящему на экране закрадывается с самого начала. Мы видим, как под воздействием таинственных лучей за одну ночь до гигантских размеров вырастают мухоморы. А какие таинственные силы способствует тому, что в картине расцветает пышным цветом фальшь?
В самую смелую фантастику веришь, если она показана в художественной форме, убедительно, а в этом фильме сомнения вызывают в первую очередь чувства и поведение героев.
Разговоры, которые ведут действующие лица, не похоже на живую человеческую речь. Актёры в форме вопросов и ответов объясняют зрителю «научную» часть произведения, информируют о событиях, показанных на экране. То и дело они задают друг другу прямые вопросы: «Что же это за свойства?», «Что же происходит?», «Профессор, чем объяснить эти явления?» или косвенные: «Посмотрим, что нам скажет профессор Мерцалов». И вслед за этим зрители выслушивает небольшую лекцию.
Говорящие подобным образом персонажи выглядят надуманными, схематичными. Вот, например, Лаврентьев. Сразу видно, что он отрицательный тип: тут и «злодейский» взгляд, и зловещие интонации в голосе, даже походка (когда он прогуливается у подъезда института), и то какая-то «отрицательная».
В реальность людей в картине не веришь, а когда не веришь в людей, сразу делаются сомнительными и батискаф - «чудо-юдо» с двумя глазами, и рыбы, и лечение «лучевой болезни». И аппараты, и подводный мир - всё кажется бутафорским, ненастоящим. Даже детские мультипликации более правдоподобны.
Авторы фильма пытаются создать напряжённую захватывающую обстановку: самые простые вещи актёры начинают произносить с нарочитой многозначительностью, грохочет музыка: хотят создать тревожное настроение.
З. Назинова, служащая
(с) Пролог и OCR текста статьи из газеты "Советская культура" - Albert Magnus, специально для kin0guru