В 1948 году, когда в советской фантастике безраздельно царствовал "ближний прицел", именитый в то время драматург Игорь Луковский решил попробовать себя в этом жанре и сочинил пьесу "Тайна вечной ночи", сюжет которой ему подсказал кинорежиссёр Дмитрий Васильев. Судя по всему, кино по этому сценарию, планировалось снять ещё тогда, но наступил период "малокартинья", который продолжался до начала 1950-х, и все намерения пришлось засунуть куда подальше.
Но вот минуло 7 лет, за которые Васильев получил аж две Сталинские премии (за соучастие в фильмах "Адмирал Нахимов" и "Жуковский"), ограничения на количество кинокартин были сняты, и сам он, впервые за четвертьвековую карьеру режиссёра, получил возможность сделать фильм самостоятельно. И старый замысел, за неимением новых, пришёлся кстати. Сюжет-то в общих чертах для своего жанра вроде был и неплох, и даже многообещающ:
На тихоокеанский остров Грозный в результате подводного землетрясения обрушилось цунами. Океанограф Денисов становится свидетелем того, как под воздействием таинственного излучения лишайники выросли до гигантских размеров. Сам заболев лучевой болезнью, он тем не менее организует и возглавляет глубоководную экспедицию на новейшем батискафе для поиска предполагаемого месторождения ранее неизвестного радиоактивного элемента под звучным названием "атлантий".
При наличии таланта или хотя бы профессиональных навыков можно было б снять захватывающий и динамичный фильм. Но чего нет, того нет. Не знаю, каков был оригинальный сценарий, но режиссёр постарался выудить из него и перенести всё самое беспомощное и даже дикое.
Центральный и единственный конфликт (вернее сказать, его видимость) в сюжете связан с коллегой Денисова Виктором Лаврентьевым, которого авторы фильма выставляют перестраховщиком и паникёром, а потом и вовсе обезумевшим трусом. Вся его "мерзость" заключается в том, что он хочет затянуть работу над батискафом, чтобы сделать его надежным, в том числе от радиации. Но сроки-то горят - необходимо добраться до атлантия прежде чем истечёт срок его полураспада. В конце концов, Лаврентьеву приходится вместе с Денисовым совершить погружение около острова Грозный, но в зоне повышенной радиации он устраивает форменную истерику и срывает первую попытку добраться до цели. Исполняющий его роль актёр Аполлон Ячницкий часто воплощал на экране карикатурные образы отрицательных персонажей (Павел I и даже Гитлера пару раз) и здесь он справился на отлично для своего амплуа. Единственный вопрос - зачем? Я полфильма подозревал в нём вражеского засланца, но увы - всё прахом. Такой яркий типаж да насмарку. Из пушки по воробьям.
Что касается остальных героев "Тайны" - они все плоские и схематичные в худших традициях провинциального агитпропа. Но в первую очередь это относится к твердокаменному Лаврентьеву в исполнении монументального Ивана Переверзева, которого каким-то другим я и не припоминаю. Женские персонажи тоже как будто сошли с восьмомартовских плакатов 1940-50-х. Даже музыка вся в основном гремяще-бравурная с претензией на драматизм.
Последней надеждой были комбинированные съемки и прочие визуальные эффекты. Судя по всему, бюджет был немаленьким. По крайней мере, для прибрежных сцен на острове и корабля в море финансы нашлись, как и для сооружения модели батискафа в натуральную величину. Интерьер его тоже смотрится неплохо. А вот съемки подводных сцен не ахти, разве что непосредственное погружение аппарата и его работа на дне. Я не против аквариума, но всё так мимоходом!Глубоководные организмы мельком. Нападение гигантского кальмара выглядит дежурным да и длилось секунд десять. Разочарование полное даже при невысоких требованиях к ретрофантастике.
Итог: смотреть только ради исторического интереса и то, желательно на промотке.
P.S. Между прочим, одной из последних киноролей Ячницкого стал микроэпизод со стамбульским экскурсоводом в "Бриллиантовой руке".
(2/5)
(с) Albert Magnus для kin0guru
НАШИ РЕЦЕНЗИИ НА СОВЕТСКУЮ КИНОФАНТАСТИКУ:
- Совместная рецензия на фильм "Завещание профессора Доуэля" (1984)
- Совместная рецензия на фильм "Конец Вечности" (1987)
- Совместная рецензия на фильм "Лунная радуга" (1983)
- Совместная рецензия на фильм "Остров ржавого генерала" (1988)
- "Крик дельфина" (1986)