Найти тему
Peterfood

Ирина Бондарук: Как ритейлеру выбрать поставщика, приносящего прибыль в нестабильное время

Оглавление

В рамках Дня Российского Консалтинга на выставке "Петерфуд-2022" бизнес-тренер и консультант Ирина Бондарук выступила с докладом "Поставщик на миллион: как ритейлеру выбрать поставщика, приносящего прибыль в нестабильное время". В этой статье мы делимся главными тезисами выступления эксперта FMCG-рынка.

Ирина Бондарук, эксперт-практик, бизнес-тренер и консультант
Ирина Бондарук, эксперт-практик, бизнес-тренер и консультант

Сегодня происходят масштабные изменения. Уход с российского рынка международных компаний привел к смене покупательских привычек. 72% россиян активно сокращают свои расходы, покупатели переключаются на более доступные магазины. Стоимость логистических услуг резко возросла, наблюдаются проблемы с сырьем и упаковкой.

Конкуренция на рынке FMCG

Торговые точки. Рост ритейла FMCG происходит за счёт инфляции и открытия новых точек, в то время как эффективность точек не соответствует 100%.

Категории товаров. Покупатели отказываются или реже приобретают часть категорий из-за экономии. Каждый поход в магазин - борьба за кошелек покупателя, как для производителя, так и для ритейлера.

Внутри категорий товаров. Экономия диктует новые правила: как выбора или переключения между сегментами, так и управлениями продажами со стороны игроков.

Основные требования сетей к поставщикам

Поставщик - производитель или официальный представитель производителя товара.

Требования сетей зависят от их масштаба. Крупные сети, к примеру, ищут поставщика чьи производственные мощности позволят покрыть не только текущие, но и перспективные потребности на федеральном уровне. Локальные сети интересует возможность формирования уникального товарного предложения (УТП) за счёт ввода в ассортимент продукции локальных поставщиков.

Переговоры закупщиков с поставщиками в Центре Закупок Сетей на выставке "Петерфуд-2022"
Переговоры закупщиков с поставщиками в Центре Закупок Сетей на выставке "Петерфуд-2022"

14 основных требований:

  1. Поставщик работает с широким ассортиментом товаров, может полностью закрыть потребности сети в категориях, на которых специализируется
  2. Развивает свой ассортимент в соответствии с изменениями рыночной ситуации
  3. Является лидером продаж в своей товарной категории
  4. Востребован целевой аудиторией нишевыми товарами
  5. Поставляет новинки, соответствующие запросу целевой аудитории сети
  6. Целевая аудитория поставщика совпадает с целевой аудиторией сети
  7. Уровень максимального заказа при поставках напрямую в торговые точки соответствует текущей оборачиваемости товаров поставщика
  8. Минимальный квант поставки (количество товаров в групповой упаковке) соответствует емкости полки и текущей оборачиваемости товара поставщика
  9. Продукция поставляется в групповой упаковке, оптимизированной для эффективного хранения и выкладки (SRP и RRP-упаковка)
  10. Поставщик готов производить продукцию под брендами сети
  11. Документооборот поставщика соответствует действующему законодательству
  12. Поставщик имеет надежное технологическое оборудование, имеет низкую себестоимость производства и устойчивое финансовое положение.
  13. Поставщик в наименьшей степени зависит от импортного сырья, упаковки и комплектующих изделий. Имеет низкую себестоимость сырья.
  14. Организационная структура, идеология и уровень управления позволяет поставщику быть конкурентноспособным на рынке по крайней мере в краткосрочной перспективе (3 года).
Выступление Ирины Бондарук на Открытой деловой программе "Торговля Большого Города"
Выступление Ирины Бондарук на Открытой деловой программе "Торговля Большого Города"

Дополнительные факторы

Вся продукция поставщика должна соответствовать требованиям безусловного качества и свежести. Федеральные сети требуют высокий остаточный срок годности товаров (ОСГ): более 90% на большинство категорий товаров. Локальные сети хотят получить возможность закупки продукции с остаточным сроком годности ниже порогового федеральных сетей. В качестве условий они выставляют получение дополнительных скидок от поставщиков и возврат товара с истекшим сроком годности.

Особое внимание сети обращают на логистику. Поставщик должен обеспечить бесперебойное движение товаров и соответствующих документов:

  • Для федеральных сетей: уровень сервиса поставщика (Service level) не менее 95% от заказа.
  • Для локальных сетей: отсутствие штрафных санкций по уровню сервиса дает дополнительную возможность торга по ассортименту и закупочным ценам.

Поставщик также должен предоставить сети условия поставки товаров, обеспечивающие плановую маржинальность товаров на полке. И здесь сети хотят видеть разные условия:

  • Федеральные: максимальную отсрочку платежа в рамках действующего законодательства.
  • Локальные: увеличение доходности сети за счет получения дополнительных скидок на продукцию с высокими рейтингами продаж при снижении отсрочки или предоплате.

Идеальный поставщик в глазах закупщика

  • Отвечает на запросы быстро и на высоком профессиональном уровне
  • Организует взаимодействие с сетью на принципах win-win
  • Коммерческие предложения для сети готовит на основании анализа текущего ассортимента с учетом требований её целевой аудитории
  • Осуществляет дополнительный сервис: мерчендайзеры, продавцы-консультанты.

Источник: выступление Ирины Бондарук на открытой деловой программе "Торговля Большого Города" в рамках Международной продовольственной выставки "Петерфуд-2022".