Найти тему

Снесут ли памятник Воронцову М. С. в Одессе?

Война с памятниками = война с историей. Проигравший тот, кто начинает эту войну, потому что как ни воюй с историей, ей на это пофиг. Ну да, ее можно переписывать, что-то утаивать, что-то приукрашивать, что-то переосмысливать, создавая картину мира, которая угодна ныне существующим. Ну а в целом-то истории наплевать на то, что и кому нравится или не нравится. Бессмысленная эта затея - война с памятниками. Но бессмысленность затеи не останавливает тех, кто сносит памятники. Им неведомо, что они хотят вычеркнуть то, что вычеркнуть нельзя: остаются документы.

Вот смотрю на войну, которая объявлена памятникам на Украине: страдает невинный Пушкин, страдает Екатерина, Суворова свергли с пьедестала,.. Я жду, когда руки дойдут до Воронцова М. С. Потому как минимум наполовину этот памятник чисто русский, если внимательно разобрать его, так сказать по частям. Более того, этот памятник имеет прямое отношение к Крыму и Севастополю.

Ну да, ну да, памятник отлит немцем Брюггером (Бриггером, Бруггером), но стоит то он на нашем камне и при содействии наших людей! Кстати, Бруггер-Бриггер после сдачи своей работы в Одессе совершает путешествие по Крыму! За одно это надо снести памятник Воронцову, который сделал для Одессы за 30 лет столько, что в рамки одной статьи не вместить! В том числе, обеспокоился тем, чтобы на территории Одессы говорили на русском! языке!

viknaodessa.od.ua
viknaodessa.od.ua

Инициатор – Императорское Общество сельского хозяйства Южной России. Почему оно? Да потому что именно его основал граф Воронцов М. С. в 1828 году и занимал пост единогласно избранного председателя вплоть до своей кончины в 1856 году. Секретарем этого общества был Иван Иустинович Палимпсестов – будущий церковный староста Владимирского собора в Севастополе. Того самого, который именуют «Усыпальницей» или «Адмиральским», который прожил в городе почти полтора десятилетия и оставил о нем в память проникновенную статью о самом городе.

Собирали деньги со всего мира, в том числе пожертвовал император Александр II: ни много ни мало – 3000 серебряных рублей.

В очерке Бернштейна С. Г. «Одесса, исторический и торгово-экономический очерк Одессы в связи с Новороссийским краем» так звучит обоснование установки памятника и упоминается факт сбора средств: «…Армия, чтившая в нем одного из героев великого двенадцатого года, теряет вождя, с честью и славою предводившего знамена на Кавказе, за Балканами и на полях европейских битв, в Германии и Франции. Новороссийский край никогда не забудет в князе правителя, которому судьбы его вверены были в течение 30 лет, и с именем которого соединены столь быстрые успехи развития здесь образования, гражданственности, торговли, народонаселения и общественного благосостояния…

Императорское Общество сельского хозяйства южной России, по просьбе жителей г. Одессы и всего Новороссийского края, приняло на себя исходотайствование Высочайшего разрешения на сооружение памятника князю Воронцову. Для собрания денег разрешено открыть подписку во всей Империи и Государь Император пожертвовал из собственных сумм 3,000 руб. Председателем учрежденного для сбора приношений комитета избран граф М. Д. Толстой».

Секретарь Общества Палимпсестов вовлек в круговорот многих людей, в том числе в зону внимания попал и личный врач Воронцова – Эраст Семенович Андреевский, с которым Иван Иустинович выехал в Крым для выбора камня для постамента. И где нашли правильный камень? Правильно: на горе Аю-Даг! А уж как доставляли – особая история.

А вот и свидетельство о том, как проводился выбор камня, от личного врача князя Воронцова М. С. Эраста Семеновича Андреевского: «…В 1860 г. я вместе с И. И. Палимпсестовым отправился в Крым, чтобы здесь выбрать гранитную скалу для пьедестала к памятнику Воронцова».

Вот что пишет Палимпсестов: «Я был знаком с покойным Телятниковым, который между прочим доставил и обделал монолиты для одесского памятника светлейшему князю М. С. Воронцову, взяв их по соседству с Аю-Дагом, на Южном Берегу».

А кто же этот самый Телятников? Ой, да это же, тот самый Телятников Петр Андреевич, который

  • четырежды занимал пост городского головы Севастополя;
  • был ратманом (должностным лицом) в магистрате Севастополя;
  • принимал участие в Первой обороне Севастополя;
  • участвовал в благоустройстве Братского кладбища на Северной стороне;
  • занимался проблемой расчистки Севастопольской бухты от останков кораблей после их затопления в Крымскую войну;
  • состоял в комитете по постройке Владимирского собора в Херсонесе;
  • на его деньги был построен храм Семи Херсонесских священномучеников;
  • был попечителем женской гимназии.

Мало того, что доставил, так еще и добавил из своего кармана 3000 рублей, тем самым частично покрыв убытки, связанные с утратой монолитов при первой отправке.

 liveinternet.ru
liveinternet.ru

Если интересно знать отношение к поставленному памятнику одного из самых близких к Воронцову людей – врача Андреевского, и то, как произошла утрата камня при первой отправке, то вот дальше отрывок из воспоминаний Эраста Семеновича:

«6 апреля (Прим. 1865 г.). Возвращаясь через Соборную площадь, я еще раз взглянул на барельефы статуи Воронцова. На этой статуе где-то помещена и моя фамилия, как одного из членов комитета, занимавшегося этим сооружением, а потому, когда смотрю на эту статую, мне бывает как-то совестно. Вот в чем дело.

Во всю жизнь мою я никогда сам никуда не совался и никому не навязывался. В комитет о сооружении памятника Воронцову меня избрали уже тогда, когда не знали, как сладить с гранитом для пьедестала: тогда я поехал в Крым и отыскал Петра Андреевича Телятникова, который взялся за дело усердно и бескорыстно и кончил его благополучно, несмотря на то, что первые порфиры, отправленные из Артека, вместе с судном и командою, в 1861 году погибли и пропали без вести; что же касается заказа статуи и пр. в Минасе, то я тут не участвовал. Гр. Толстой, а более еще Иван Устинович Палимпсестов сами распорядились.

По моему мнению статуя вышла очень посредственная и даже довольно гадкая. Лицо вовсе не Воронцова. Бриггер не имел ввиду бюста, а ляпал кое-как по литографии, впрочем превосходной, Кригера (Берлинского). Вышло, что вместо чудной совею приветливостью физиономии, оказалось какое-то глупое лицо глупейшего из австрийских генералов. Плащ должен служить только украшением на немецко-английский манер, потому что, ведь, нельзя предполагать, что Воронцов вечно зябнет да не догадается надеть шапки, между тем, этот плащ снабжен очень неуклюжим воротником и очень странно прилипает к спине.

zhiznteatr.mirtesen.ru
zhiznteatr.mirtesen.ru

Но верх уродливости, по моему мнению, это барельефы. В сражении под Краоном, Воронцов и Наполеон I бросаются с остервенением друг на друга, на пряничных копиях, как это в характере одного и другого и в характере боевого дела вообще! Наполеон сидел на коне неподвижно и бесился, что его гвардия никак не могла овладеть мостом: только займет его, ширванцы тут и выбьют гвардию штыками Бесясь, Наполеон, однако, не мог не удивляться стойкости наших войск и стойкости молодого генерала, который с горстью людей удержал натиск его армии. У Воронцова в этот день была зашиблена нога, он ездил по рядам в русских дрожках, а более всего был пешком и командовал, опираясь на свою персидскую саблю.

hmn.wiki
hmn.wiki

Второй барельеф представляет момент сдачи крепостных ключей под Варною. Удивительно глупое выражение Юсуф-паши и его свиты; незавидна осанка Воронцова и в особенности его адъютантов, из которых один подбоченился обеими руками, как будто герой итальянской оперы.

hmn.wiki
hmn.wiki

Третий барельеф – раздача наград земледельцам Новороссийского края, уже совершенно, так сказать, мое почтение! Сидит Воронцов на курульских креслах, вокруг него наши мужички босиком, все это очень умильно, но дрянно до невероятного.

hmn.wiki
hmn.wiki

Я не был в Одессе, когда Бриггер доставил сюда статую, а то, может быть, я достиг бы от него, чтобы поля остались гладкими.

Г. Бриггер привез тогда в Россию и свою «Пенелопку», которую городской голова Пашков и купечество так ловко поднесли на новоселье Государыне Императрицы в Ливадии. Открыт памятник 8 ноября 1863 года; 4-го я возвратился с Кавказа и присутствовал при этой церемонии, на которой было огромное стечение народа».

https://novorossiya.name/
https://novorossiya.name/

Эраст Семенович человек желчный (так мне показалось при чтении его дневников), так что, может, и не стоит так критично относится к художественному произведению, хотя не признать критику от человека, который значительное время провел в непосредственной близости от героя, будет несправедливо))

А вот та самая «Пенелопка» от Бруггера, которая была вручена императрице Марии Александровне в благодарность за благотворительность в Одессе и которая теперь стоит в Ливадийском дворце. Если развернуть пьедестал, то можно увидеть надпись: «Ея Императорскому Величеству Государыне Марии Александровне, августейшей гостье Юга России на новоселье». Граждане Одессы. 1863 г.»

https://ar.culture.ru/ru/subject/skulptura-penelopa-1
https://ar.culture.ru/ru/subject/skulptura-penelopa-1