Найти тему

Полеты авиаспециалистов-«технарей» на истребителях. Не во сне, а наяву!

Считается, что только соответствующим образом подготовленные летчики способны управлять крылатой машиной. На это у них уходят годы теоретических и практических занятий, полеты с инструктором на спарке, и только потом пилоту разрешается самостоятельный вылет.

Однако есть в истории авиации случаи, хотя и очень редкие, когда «наземники», практически не имеющие навыков пилотирования современных истребителей, вот так, запросто, садились в кабины самолетов, запускали двигатели, и – «Всё выше, и выше, и выше!» Так что ошибаются авиационные техники, когда шутят про себя: мол, рожденный ползать – летать не может…

… 27 мая 1973 года, группа советских войск в Германии, аэродром Гроссенхайн. Во время ПХД (парково-хозяйственный день) технический состав одной из авиаэскадрилий привычно выполнял поставленные задачи, как вдруг из ангара раздался звук запускаемого двигателя. Все прекратили работу, повернулись в сторону источника звука и увидели: из ангара медленно и неуверенно выруливал Су-7.

Замешательство длилось недолго. Заметив, что в кабине находится не летчик, специалисты ИАС (инженерно-авиационной службы) приняли меры для задержания самолета. Один бросился к телефонному аппарату, чтобы сообщить «наверх» о происходящем, второй на спецмашине попытался преградить дорогу истребителю. Однако тот, кто находился в кабине «сушки», спокойно объехал препятствие, включил форсаж и машина, ревя двигателем, взлетела и скоро пропала вдали…

Быстро выяснилось, что угонщиком был 23-летний техник самолета, старший лейтенант Евгений Вронский. На его перехват были подняты более 30 истребителей из 6 авиаполков, но все было напрасно. Нарушитель перелетел границу и над территорией ФРГ катапультировался, так как посадить самолет он бы все равно не смог.

Второй случай имел, как говорится, место в Англии, на аэродроме Лайнхем. Авиационный специалист Волтер Холден находился в кабине самолета Лайтнинг с бортовым номером 135, стараясь понять, почему при взлете на нем отключалось электроснабжение приборов, а на земле неисправность никак себя не проявляла.

И тогда Холден принял решение провести исследование на самолете, имитируя на нем взлет. Ничего сложного в предстоящих действиях не было, только запустить двигатели, на максимале прокатить метров 50, а затем убрать обороты и нажать на тормоз.

«Добро» на проведение испытаний было получено, и Волтер утром 22 июля 1966 года занял место в кабине Лайнтинга. Перед этим он был тщательно проинструктирован, в частности, его предупредили, что при включении форсажа, РУД (рычаг управления двигателем) автоматически фиксируется в крайнем положении. А чтобы снять блокировку, следовало нажать на кнопку, находившуюся за РУДом.

Итак, Холден запускает движки, и, прогрев их, двигает РУД вперед. Но, не рассчитав, вместо максимала, ставит его на форсаж. Защелка срабатывает. Истребитель пулей несется по ВПП (взлетно-посадочной полосе). Волтер лихорадочно ищет кнопку разблокировки, но в суете и спешке не находит. Поднимает глаза и видит, что до конца ВПП осталась какая-то сотня метров. Решение приходит мгновенно: ручка управления самолетом берется на себя, и машина отрывается от бетонки…

Забегая вперед: авиаспециалисту каким-то чудом все-таки удалось посадить самолет на «родной» аэродром. Полет длился всего 12 минут, но, как позже выразился Холден, обошелся ему в 12 лет жизни.

Авиационный специалист Волтер Холден.
Авиационный специалист Волтер Холден.

Третий случай немного выбивается из заявленной темы, потому что авиамеханик Петр Горбанев летал не в кабине истребителя, а… на плоскости крыла!

27 мая 1955 года, во время плановых полетов, УТИ (учебно-тренировочный истребитель) МиГ-15 выкатился за пределы ВПП и застрял в раскисшем от дождей грунте. Вызволять его прибыли несколько авиаспециалистов, которые выкатили самолет на бетонку. Летчик в передней кабине, не теряя времени, начал взлет. Полеты шли в ночное время, и пилоты не заметили, что на левой плоскости находится человек. Сильным воздушным потоком его перегнуло пополам, два ребра были сломаны, но Петр был жив. К счастью, один из летчиков, несмотря на плохую видимость, заметил силуэт человека, и самолет пошел на посадку.

27 минут продолжался этот опасный полет Петра Горбанева.

УТИ МиГ-15
УТИ МиГ-15

Ну а ныне каждый не то, чтобы военный техник, а даже любой гражданский человек, если пожелает, может совершить полет в кабине современного истребителя МиГ-29 на полном законном основании. При нижегородском авиазаводе «Сокол» открыт, так сказать, пункт проката самолета вместе с опытным пилотом-испытателем. Имеется широкий спектр услуг: полет в стратосфере, фигуры среднего и сложного пилотажа – 45 минут огромного наслаждения скоростями и высотами. Кстати, недорого – всего 630 000 рублей, включая медосмотр и послеполетный обед в столовой летного состава

А вы бы воспользовались этими услугами, уважаемый читатель?

Изображения взяты из Интернета.