Найти тему

Волшебный цветок как воплощение мечты

Не за горами такая долгожданная волшебная пора. Но какое же чудо без доброй сказки. В преддверии Нового года Русский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова подготовил маленьким зрителям и их родителям сказку «Аленький цветочек» по одноименной истории Сергея Аксакова. Режиссер-постановщик спектакля — заслуженный артист Российской Федерации Олег РЯБЕНКО.

— Олег Иванович, почему для предновогодней поры была выбрана совсем не зимняя сказка?

— А разве это обязательно? Ведь это тоже сказка, в ней тоже есть волшебство. Все в лучших традициях новогоднего чуда. Но вообще идея создать такую постановку была у меня уже давно. Есть оригинальная сказка, написанная Сергеем Аксаковым, записанная им «со слов ключницы Пелагеи», одна из самых любимых волшебных историй уже многих поколений. Еще есть советский одноименный мультфильм 1952 года, диснеевский «Красавица и чудовище»… Когда мы стали разбираться в теме, копать глубже, то оказалось, что тема «не суди книгу по обложке» была актуальна еще в далекой древности. Вспомнить хотя бы миф про Амура и Психею.

Да, оказалось, что у многих народностей есть подобная история. Не удивлюсь, если и среди хакасских легенд найдется. Сказка многим знакома с детства, ее главная тема вечна, но при этом проста и доступна для понимания как детей, так и взрослых. Метафоры метафорами, но это простое объяснение сложных, на первый взгляд, вещей мне лично очень нравится. Для работы над сказкой мы пригласили драматурга Наталью Кокорину.

— Красавица и чудовище по-русски. Значит, юным зрителям будет что посмотреть, а родителям — вспомнить.

— Надеюсь на это. Поскольку сама сказка больше повествовательного характера, мы добавили больше диалогов, чтобы раскрыть взаимоотношения героев друг с другом, характеры каждого. Кроме того, добавили новых героев, например ту самую няню Пелагею, которая выступит в роли рассказчицы. Она поведет зрителей по сюжету сказки, ярко опишет им шторм в море, в который попадает купец, расскажет, какие чудеса он встретил на острове. Также появятся Кикимора с Лешим. Наталья решила их добавить, так как в сказке должны быть отрицательные персонажи. Эти двое не так просты, как кажутся. У них есть своя история. На самом деле это два человека, знающие друг друга с детства, но потом они рассорились, не попросили друг у друга прощения, вот злая колдунья и превратила их в Лешего и Кикимору, так что теперь они служат в таком облике Чудищу.

Кстати, о его проклятье: неизвестно, за что юношу превратили в монстра. История умалчивает. Главное, что хочется донести до зрителей: простые и понятные объяснения, что хорошо, а что — плохо. При этом сразу хочу добавить, что в театральной версии «Аленького цветочка» музыка будет максимально подтянута к фольклору. Мы стремились пропитать сказку русским духом на сто процентов. Это важно в таких историях.

— В связи с большим количеством диалогов как теперь складываются отношения в семье купца, вокруг которой и завязывается вся история?

— Купец в исполнении Владимира Гаврилова старается делать все, чтобы его дочерям было хорошо. Он один должен всем их обеспечить, всех любит одинаково. Но две старшие дочери (Валентина Прокопенко и Майя Энгель) по характеру вышли лицемерными, капризными. То есть за спиной отца могут говорить всякие гадости, а в лицо: «Папенька, ты у нас такой хороший, купи мне подарочек». Кроме того, сестры очень по-своему применяют в своих спорах друг с другом или с младшей сестрой русские народные пословицы или поговорки. Шумят, кривляются, руки в боки, глаза в потолок, но с душой!

Все это контрастирует с отношением младшей дочери Настеньки (Мария Кайзер) к отцу. Когда купец отправляется в плавание, она переживает за него, грустит. Понимает, что в пути может все что угодно случиться. И за это всегда слушает насмешки от сестер. Да, она, как и они, просит подарок, но все же для нее главное, чтобы отец вернулся живым и здоровым. Кстати, каждый из подарков отражает главную черту каждой дочери. Старшая просит венец, украшенный камнями, что показывает ее желание иметь власть. Средняя — зеркальце, чтобы в отражении видеть себя самой красивой. Явная черта самолюбования. У Настеньки тоже подарок волшебным оказался, однако, когда она просит аленький цветочек, добавляет, что не знает, как он выглядит. Возможно, что цветок — это воплощение мечты, доброй и настоящей.

— Обычно в детских спектаклях есть момент игры с юными зрителями, чтобы еще больше погрузить их в историю. В вашей же постановке «Кот в сапогах» был такой момент. А в «Аленьком цветочке» вы планируете его использовать?

— Да, и как раз моменты рассказа няни Пелагеи — это своего рода игра со зрителями. Но посмотрим, может, кто-то из героев сказки подхватит эту идею. Прежде всего, дети в такие моменты, да и на протяжении всего действия, смотрят на то, как реагируют родители. Если от них есть сопричастность, дети тоже охотно включаются в игры. От взрослых многое зависит.

Кроме того, есть интересная задумка, касающаяся самого Аленького цветочка. Подробности раскрывать не буду, пока еще идет работа. Но надеюсь, получится красиво!

— Кто из актеров труппы еще занят в постановке?

— Лешего будет играть Александр Израэльсон, Галина Архипенкова и Сония Касимова — Кикимору, Роман Кремзуков воплотит на сцене Чудище. Кстати, костюмеры сшили ему такой костюм, что до самого финала не будет понятно, что это Рома. Получится то самое волшебное превращение. Также в роли средней дочери Авдотьи, кроме Валентины Прокопенко, выступит и Елена Сумба.

Все актеры работают в сказке с удовольствием и заинтересованностью, погружаясь в мир детства. Репетиции проходят очень весело, шумно. Видно, актерам нравится весь этот процесс. Каждый включает своего внутреннего ребенка на максимум, ведь только так и стоит играть детские спектакли, чтобы маленькие зрители верили.

— Недавно театр подвел итоги конкурса на лучшую афишу к спектаклю «Аленький цветочек». Видела несколько работ: видно, что дети вдохновлялись и советским мультиком тоже, что не может не радовать. Олег Иванович, что думаете о таком конкурсе?

— Прежде всего, хочу сказать, что меня приятно поразило количество участников и их работы. Кроме того, порадовало, что были работы и с хакасскими элементами: костюм, украшения на главной героине, орнаменты… Здорово, что дети подходят к работе творчески, а не просто копируют сюжеты мультфильмов. Отображают в своих рисунках настолько глубокую печаль заколдованного чудища, что это действительно берет за душу. И сама идея, конечно же, необычная, интересная, и главное — полезная. Так дети не только еще больше заинтересуются театром, но и начнут больше читать книг, сказок, проникнутся историей разных народов.

— Все мы ждем под Новый год чуда. И пусть добрая и поучительная сказка принесет его не только детям, но и взрослым. Спасибо, Олег Иванович, за беседу!

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива театра

-2
-3
-4
-5