Готовы ли вы рассказать свою историю, поделиться опытом, развеять привычный стереотип? С такими вопросами обращаются к зрителям организаторы нового социально-психологического проекта «Живая библиотека». На базе абаканской юношеской библиотеки «Ровесник» уже прошли две пробные встречи. Об одной, самой первой, мы рассказывали в одном из номеров «Абакана». Проект нашел отклик как у сотрудников библиотек города, так и у простых горожан. И вот в рамках творческой лаборатории «Современная библиотека в контексте времени» в роли живой книги совершенно неожиданно нужно было выступить и мне самой.
— Я собрала вас… чтобы сообщить неожиданное известие. Нет, к нам не едет ревизор. Скорее, нам самим, а точнее вам, Анастасия, нужно будет в срочном порядке принять участие в мероприятии в качестве живой книги, — вот так начала разговор со мной Оксана Соколкина, организатор встреч «Живой библиотеки».
Шутки-шутками, но честно, в тот момент я на несколько секунд остолбенела. Да, как-то подавала заявку на участие в качестве спикера данного проекта, даже придумала обложку: «Кто научит писать так, чтобы печатали?» или «Где ты, признание?». В тот момент, что называется, накипело. Побывала до этого на нескольких мероприятиях со своим большим произведением, рассказывала сюжет без спойлеров, расхваливала личный канал, где все главы можно почитать в свободном доступе. Но все равно слышала один и тот же вопрос: «А есть печатная версия?» Что отвечать? Ума не приложу. Кажется, выдавала какие-то банальности типа: «конечно, будет, но когда — сказать сложно», «да, хочется, но есть ряд обстоятельств…».
Но раз позвали, тем более что «Живая библиотека» мне лично показалась очень интересной, надо помочь. Напомню, данный проект — это новый способ борьбы с предрассудками и стереотипами. Главная мысль состоит в том, что чтение — это разговор, а роль книг выполняют непосредственно люди, которые справились со сложными жизненными ситуациями или достигли значимых результатов благодаря собственным усилиям, невзирая на сложности.
Думала, о чем рассказать на встрече, как подвести к заявленной обложке, готовилась в общем. Вспомнила все истории из творческого пути: как шла работа с редакторами, как исправляла ошибки по их советам, хотя и не была с ними согласна, потому что так все повествование и задумка рушились. И вот в этом разговоре с самой собой вдруг поняла, что всегда знала ответ на вопрос, вынесенный на обложку. Оказалось, все гениально просто! Но обо всем по порядку.
«Я» в предлагаемых обстоятельствах
В тот день в назначенный срок пришла в библиотеку, и оказалось, что наше с Оксаной выступление станет частью большой творческой лаборатории «Современная библиотека в контексте времени», которую на протяжении 12 лет организует и проводит муниципальное бюджетное учреждение культуры «Абаканская централизованная библиотечная система» при поддержке Управления культуры, молодежи и спорта администрации города. Главная цель — обмен практическим опытом в определенной сфере библиотечной деятельности. Тема этого года — «Чтение в системе социокультурного развития личности». Своим практическим опытом продвижения книги и повышения читательского интереса поделились библиотечные работники городов и районов Хакасии, юга Красноярского края.
В работе творческой лаборатории приняли участие библиотекари из Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова, Хакасской республиканской детской библиотеки, Дома литераторов Хакасии, представители библиотечных систем Абакана, Черногорска, Саяногорска. Соседний регион был представлен работниками централизованных библиотечных систем Минусинска и Шушенского района. Также среди приглашенных участников бы Игорь Герман, драматург, писатель, актер Русского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова. Он прочел свой рассказ «Обручальное кольцо», в котором узнаваемы поступки и мысли наших современников.
Не так я представляла свое участие в «Живой библиотеке», ведь обычно встречи с «книгами» проходили в других условиях: было больше времени, чем 10–15 минут, можно было не спеша, в подробностях подойти к сути вопроса. Пришлось, пока было время, не только слушать выступления докладчиков, но и продумывать, какие моменты подготовленного рассказа можно и опустить. Оксане тоже пришлось вначале серьезно сократить свое выступление, чтобы успеть поговорить о проекте, его целях, задачах. Я же, рассказав вкратце о начале своего творческого пути, сразу перешла к озвучиванию того ответа, который нашла для себя в процессе подготовки.
— Кто может научить писать так, чтобы печатали? Да по сути никто. Ни один редактор, более опытный писатель не возьмет тебя за ручку и не поведет дальше по пути без препятствий, камней, оврагов и тому подобного. Да, в начале пути можно спросить совета, рекомендаций, но все остальное зависит только от нас самих.
Думаю, что не последнюю роль в создании настоящего, «человеческого» произведения сыграла и моя работа в газете «Абакан». Потому что, встречаясь с людьми, узнавая их истории, что-то запоминаешь, это откладывается в подкорку, а потом обретает новую жизнь на страницах рассказов, повестей и романов. И неважно, какой это жанр, и в фэнтези могут жить совершенно обычные люди со знакомыми всем проблемами, чувствами и поступками.
Главный вопрос, неудобный, на который удалось вполне обоснованно ответить, был связан с тем, что пишу я достаточно, но читаю очень выборочно. Не глотаю книги. «То есть вы пишете фэнтези, не читая фэнтези?» — таков был вопрос от слушателей. Не совсем так. Да, не хватаюсь за все подряд, темное фэнтези вообще не люблю, но все же книги присутствуют в моей жизни, вместе с мифами, легендами Хакасии, других культур, фильмами на данную тематику. Даже песни ищу подходящие, чтобы создать настроение и четкую картинку в голове. Так что фэнтези, мифологию можно не только читать, но и смотреть, и даже слушать.
Здорово, что проект вызвал интерес, потому что после нашего выступления много было вопросов по части формирования каталога «живой библиотеки», мест встреч со спикерами, то есть «книгами», а главное — кто может быть этой самой книгой. Пожалуй, каждый, и не один раз, ведь в каждом из нас живет множество тем для беседы.
Подготовила
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива библиотеки «Ровесник»