Найти тему
НУАР-NOIR

Постапокалипсический нуар в поп-ритме

-2

Только через ленту «Радиоактивные грезы» (1986) можно понять, чем в своё время вдохновлялись и откуда черпали идеи создатели причудливых кинокартин «Взрыв из прошлого» (1998) и «Шестиструнный самурай» (1998). Хотя в то же самое время «Грезы» творились как отвязаная пародия на вторую и третью части «Безумного Макса».

Принимая во внимание, что «Под куполом грома» (это подголовок третьей части) снималась в то время весьма популярная американская поп-певица Тина Тёрнер, становится понятно, почему «Радиоактивные грезы» можно полагать своего рода мюзиклом в условиях постапокалипсиса.

Собственно в части фантазий Альберту Пьюну отказать сложно. Но он ещё не сел на своего «любимого конька», то есть не стал эксплуатировать во всевозможных и бесконечных вариациях тему киборгов. Опять же в фильме нет часто встречающихся в более позднем творчестве этого режиссера перекаченных гражданок – все девицы относительно привычных форм.

Хотя некоторые и затейливой внешности. Ну а что вы хотите от жизни в условиях постядерного мира? Однако самым важным ингредиентом сюжета стал нуар. Причем, не какие-то едва уловимые, ажурные аллюзии, а бронебойная отсылка, направленная вам прямо в лоб.

Если персонажей зовут Спейд Чандлер и Дэш Хэммет, а у них есть сыновья Филипп и Марлоу, то это намек настолько прозрачный, что его можно сравнить с родниковой водой с альпийских лугов. Хотя в сюжет ввели некоторое оправдание столь вольного обращения с именами известных сыщиков и литераторов их создавших.

Мол, детишки росли в бункере, где их главным занятием было чтение криминальных повестеек. Их отцы вышли «наружу» и бесследно пропали, хотя предварительно смогли спрятать ребятишек, дабы их защитить от «Ядерного Апокалипсиса».

Еды в бункере хватало надолго, а потому до поры до времени порастающие ребята даже не думали выбираться наружу. Хотя в некий момент такая возможность всё-таки настала. «Привет тебе, новый чудный мир!» - воскликнули Филипп и Марлоу, погрузившись в ретро-автомбиль, и намеренные непременно стать частными детективами.

Сыщик в постапокалипсическом мире – неплохая затея, если указанный полностью лежит в руинах. Тут можно использовать мотив первобытного криминала, как это было, например, в советском фильме «Две стрелы». Однако Пьюн решил не погружать Землю в безусловный прах, как это, скажем, сделал К.Джонс в «Парне и его псе» (1974).

Работающий прямо посреди пустыни телефонный автомат вообще выглядит как язвительная ирония. Однако основное действие разворачивается в трущобах криминального города, где каждый квартал контролирует какая-то банда. Причем, мутанты могут не ладить с каннибалами, а те с охотниками за головами.

Кадр из фильма «Радиоактивные грезы» (1986)
Кадр из фильма «Радиоактивные грезы» (1986)

Собственно фильм не о выживании, а усмешка по поводу желанных для многих ключей – типичного макгаффина из сумеречного кино. И именно этот мрачно-ироничный фильм позволяет развить «теорию макгаффина» (то есть предмета повального криминального вожделения). Подобные вещицы ценны не сами по себе, а лишь в контексте (вспоминайте разбитую гитару из «Фотоувеличения» Антониони). Без последней на планете ракеты эти ключи – всего лишь кусок металла.