Империя ацтеков породила немало загадок цивилизации. Ученые до сих пор разбираются в ее истории, быте, пантеоне и мифологии. С политическим устройством, благо, все более-менее понятно, как из немногочисленных исторических источников, описывающих правление ацтекских монархов, так и из воспоминаний первых конкистадоров, поучаствовавших в уничтожении империи.
Ацтекская империя по размерам была самым большим государственным образованием в своем регионе и включала различные индейские народности, говорящие на разных языках. Рассматривая империю ацтеков как политическое образование, важно понимать, что на момент пришествия европейцев, основные государственные институты народов Америки находились по уровню развития примерно на уровне Древнего Египта или Ассирийской империи.
В ацтекском государстве царило четкое кастовое разделение с возможностью проехать на социальном лифте в случае, если стяжаешь славу на поле боя. Общество делилось на крестьян (массеуалли) и знать (пилли). Чуть позже появилась неформальная прослойка между ними – торговцы (почтеки). В торговцах оказывались или самые предприимчивые, или самые трусливые, но коварные представители крестьян. Торговцы, несмотря на свой нетрадиционный статус, играли важную роль в развитии империи. Они могли заниматься как ремеслом и торговлей, способствуя укреплению экономических связей между народами империи, так и шпионажем, помогая своему монарху держать все под контролем.
Государство ацтеков не было империей в рамках политической консолидации, скорее представляло из себя конфедерацию городов, где правителя сначала избирали, затем титул императора стал наследственным. Кстати, если будет интересно почитать про то, почему выборная монархия — это плохо, предложу статью про Священную Римскую империю, там понятно и доступно описаны все неприятные стороны такой политической системы.
Взаимодействие между центром Ацтекской империи и вассалами происходило посредством совместных военных походов и уплаты дани покоренными городами-государствами в столицу – Теночтитлан. Дань могла быть уплачена в различных формах – деньги, еда, оружие, солдаты, пленники для жертвоприношений и рабы.
Ацтекское общество было до мозга и костей рабовладельческим. Только формат рабовладения несколько отличался от европейских, средиземноморских и ближневосточных раннефеодальных империй. Рабов ацтеки именовали «тлакотин». Способов стать рабом было более чем достаточно, я расскажу о них (вдруг пригодится):
1. Нарушить закон государства. Так, за убийство полагалась смертная казнь, но если у убитого сердобольная вдовушка, то она могла взять убийцу мужа себе в рабы (интересная практика, не правда ли? Если хорошо постараться, то может вдовушка и свободу даст, женщина то все-таки одинокая…);
2. Не слушаться папу. В качестве наказания, отец мог продать шалопая в рабы (так и вижу, как ацтекский папаша приходит с завода домой в плохом настроении с бутылкой «Охоты», и ему на глаза попадается сын);
3. Набрать кредитов. Как показывает история, должников не любили ни в одной культуре. Если человек сильно задолжал, то становился рабом у заимодателя (благоразумные ацтеки тысячу раз подумают, прежде чем занимать птичьи перья и одеяла в микрокредитной организации);
4. Продать себя в рабство. Распространенная практика и в Древней Греции, и в Древнем Риме. В условиях мирового финансового кризиса бедные ищут защиты за пазухой у богатых. Интересной будет особенность, прежде чем пойти работать рабом (лучшего словосочетания я в этой статье не придумаю), бедняк получал определенные ресурсы для того, чтобы хорошо пожить на протяжении года, так сказать, надышаться свободой. Покупая людей таким образом, богачи искренне удивлялись, почему по прошествии года раб куда-то исчезал или, когда находили его в петле на суку каучукового дерева.
5. Насолить государству. Такое тоже было. Ацтекская правящая элита не любила оппозиционеров и с большим рвением обрекала их на рабство. Собственно, поэтому в Теночтилане не было никаких болотных площадей и митингов против реформ императора. Хитрая система. Ведь и политзаключенных никак не поддержать, те, вроде как, не в тюрьме, живут в тропиках, да еще и харчуются с хозяйского стола.
Касательно обращения с рабами, так тут тоже есть ряд особенностей. Раба не могли продать без его согласия. Бывали исключения, когда раб признавался непослушным, ленивым или склонным к побегу, тогда ему полагалось носить деревянные шейные кандалы. Несмотря на это, ацтекские рабы могли получить свободу, если докажут то, что с ними плохо обращались. Толерантность ацтеков на этом не заканчивалась, раб, в процессе служения богачу, сам мог сколотить капитал и приобрести себе раба на аукционе. Примечательно, что при покупке раба, будущий рабовладелец обязан быть проинформирован о его пробеге и количестве владельцев по ПТС. В тех случаях, когда раба перепродавали четыре раза по причине непослушания, его могли отправить на жертвоприношение, вот такая жестокая попытка номер пять.
Дети, рожденные рабыней, считались свободными, но часто бывало так, что родители-рабы продавали детей в рабство хозяину, чтобы иметь возможность позаботиться о них. На вырученные средства, рабы могли приобрести себе вещи, которые, кстати, принадлежали только им. В тех случаях, когда рабыня имела ребенка от своего покровителя, она могла получить свободу, если была способна доказать факт родства (было дело так: рабыня брала днк-тест и отправлялась на студию «Пусть говорят» в Теночтитлан). Дорогу к свободе существенно облегчал факт замужества рабыни с владельцем.
Когда рабовладелец умирал, лишь часть его рабов переходила по наследству к потомкам, так как лучшие работяги получали свободу (считай, гладиаторы, только с палкой-копалкой. Ацтеки: Кровь и песок. Чернозем и навоз!).
Еще один сюрреалистичный способ получения свободы ацтекским рабом был описан мексиканским историком Мануэлем Ороско-и-Беррой в середине XVIII века. Так, если на базаре раб мог незаметно улизнуть от хозяина, то выбежав за стены рынка и наступив в человеческие экскременты, раб мог предоставить свое дело на рассмотрение суда, после процесса он официально становился свободным. При этом, если во время побега на базаре, кто-то, кроме владельца, пытался ловить негодника, то этого человека наказывали, делая рабом. Ловить ацтекских рабов невыгодное дело, можно самому оказаться чьей-то собственностью. В этом способе побега были лишь одна загвоздка, человеческие экскременты довольно сложно найти в черте города, так как у ацтеков был пунктик на благоустроенные общественные туалеты, а гадить в переулках было моветоном.
Что можно сказать об ацтекском рабовладении?
Это крайне необычная практика, где у раба было более чем достаточно прав, он мог рассчитывать на защиту государства в конфликте с хозяином, его дети рождались свободными и вполне могли стать знатными людьми, если показывали себя на поле боя. Помимо этого, способ продажи себя в рабство не давал людям преклонного возраста помереть от голода, они находили смысл жизни в служении кому-то. Важно понимать, что рабство это не только о земледелии, это могла быть и ремесленная работа, могло быть обучение отпрысков хозяина или приготовление блюд. Для каждого раба всегда находилось занятие в соответствии с его способностями и талантами. Способов освободиться от гнета буржуев было множество, в некоторых источниках даже упоминают прецеденты, когда раб мог добиться аудиенции у жреца или даже Императора, после чего получал свободу. Доподлинно неизвестно, насколько правдива эта информация, но то, что в Ацтекской империи было вполне себе толерантное рабство, не подлежит сомнению.
Благодарю вас за прочтение статьи. Если хотя бы разок-другой улыбнулись в процессе, обязательно подписывайтесь на канал, здесь вас ждет много интересных нескучных историй!