Найти тему

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Быханова Юлия Викторовна, учитель математики МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево» Саратовской области

Технология критического мышления сегодня актуальна как на урочных занятиях, так и на внеклассных мероприятиях. Технология отвечает требованиям ФГОС ООО и позволяет современному учителю выйти на новый уровень преподавания. Технология критического мышления при использовании её различных приемов помогает решать воспитательные задачи: сплочение классного коллектива, применение интерактивных форм работы с обучающимися, воспитание компетентной личности, готовой к социализации.

В технологии выделяют три основные стадии:

1) стадия вызова, на которой пробуждаются имеющиеся знания и интерес к полученной информации, происходит актуализация жизненного опыта, т.е. «создание мотива к обучению»;

2) стадия осмысления содержания, на которой осуществляется получение новой информации;

3) стадия рефлексии, необходимая не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

В зависимости от выбора форм воспитательной работы применяют соответствующие приемы ТРКМ. Современные формы воспитательной работы и приемы ТРКМ. Гостиная (литературная, поэтическая, музыкальная и т. д.) – форма занятий, способствующая объединению людей для свободного общения по интересам.

Приемы ТРКМ: «Как бы вы прокомментировали эпиграф?», «Поясните цитату», «Вы согласны с этим высказыванием?»

Дебаты - воспитательное мероприятие, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, проходит в виде формального спора по определенным правилам, где команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («за» и «против»), пытаются убедить третью сторону, судей, в том, что та или иная позиция верна. Помимо критического мышления, дебаты развивают и исследовательские навыки: приводимые аргументы должны быть подкреплены доказательствами.

Деловая игра - это формирование профессиональных навыков на основе опыта и личных качеств, состязание 2-3 и более групп. Для результативного проведения игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили процессом подготовленные, эрудированные участники. Необходимо избрать ведущего, судью, который следит за ходом игры и соблюдением игровых правил; тренера (в его роли должен выступать учитель, куратор), который может подсказывать в ходе игры, чтобы полнее реализовать ее возможности. После окончания подводятся итоги. Круглый стол - это беседа, в которой все участвуют на равных. В ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. Открытый микрофон – форма публицистической деятельности молодежи. Учащиеся выступают перед своим коллективом по поводу какого-либо вопроса, имеющего отношение к организации жизни в учебном заведении, касающегося социальных преобразований или затрагивающего взаимоотношения в коллективе.

Микрофон «открыт» для всех: учащихся, педагогов, родителей. Ролевая игра – в процессе ее участники разыгрывают определенные жизненные ситуации. Она больше напоминает театр, решение проблемы в ролевой игре - не основное. Механизм ее проведения довольно прост: - руководитель сообщает тему игры; - дается инструктаж о ходе игры; - фиксируется эмоциональная реакция каждого из участников; - руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих; - подводятся итоги на основе эмоционально пережитых игравшими суждений. Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса. Прием ТРКМ: работа с текстом, ПОПС. Ток-шоу - дискуссия с возможно большим числом участников. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора путем соотнесения личных ценностных установок с суждениями одноклассников, с общепринятыми нравственными требованиями.

При подготовке важно определить способ постановки проблемы: рассказ человека в маске; демонстрация фрагмента кино- или видеофильма; прочтение ситуации из книги, журнальной или газетной статьи; инсценировка ситуации. Заранее необходимо выбрать ведущего ток-шоу, выработать правила ведения дискуссии.

Турнир – форма познавательной деятельности учащихся. Это творческое состязание нескольких команду частников (обычно по 5 человек), в котором команды по очереди «атакуют» и «обороняются» – задают вопросы «противнику» и коллективно готовят ответы на вопросы соперников по игре. Турниры бывают однопрофильные (турнир знатоков родного края, медицины и т. п.) и комплексные, когда каждый тур посвящен различной тематике. Количество туров равно количеству команд-участниц, так как каждая команда по очереди является организатором одного из туров, выступая в других турах рядовым участником. После турнира каждая команда подводит итоги тура, за проведение которого она была ответственной. Победителем становится команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов. Приемы ТРКМ: «Верные и неверные ответы». Уроки замечательной личности – воспитательное мероприятие по материалам художественного, научного, исторического или другого наследия; биографии и жизнеописания великих людей: писателей, композиторов, художников, ученых, путешественников, философов, героев войны и труда. При проведении используются различные методические приемы: рассказ педагога и учащихся, комментированное чтение, размышление об изречениях, «эстафета мнений» и др.

Приемы ТРКМ: «6 шляп», работа с текстом.

Устный журнал – своеобразная форма работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства. Устный журнал организуется самими учащимися. Часть журнала, которая освещает один вопрос, условно называется «страница». Общий объем – 3-5 «страниц». Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер. Приемы ТРКМ: «Эссе», «Синквейн», «Тонкие и толстые вопросы».

Приёмы и методы ТРКМ: «Веер» (нахождение общих интересов). Все садятся в круг и отвечают на вопросы, которые предлагаются необычным способом: они написаны на цветных листах бумаги, из которых составлен веер. Каждый по очереди вытягивает из веера один листок и отвечает на вопросы. Можно сделать по-другому: выбирается ведущий, который, по очереди вытаскивая из веера листки, предлагает ответить на каждый вопрос всем участникам (по часовой стрелке). Ведущий отвечает на вопросы наравне со всеми. Содержание вопросов может быть разным, главное, чтобы они помогли детям открыть что-то новое в каждом из них, например: «За что ты любишь жизнь?», «Что бы тебе больше всего хотелось получить в подарок?», «Что бы ты сделал, если бы выиграл миллион?», «Твои увлечения», «Твое любимое место в городе, селе, где ты живешь», «Какую историческую личность ты считаешь самой замечательной?», «Твои любимые черты в характере человека», «Каким человеком ты считаешь себя?».

Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами: «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: «Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». Наконец делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

Прием «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсужения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Целесообразно использовать их как небольшое письменное задание, обычно на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и в возможности поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения.

Методика «6 шляп мышления». Очень часто, когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности:

1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.

2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: «Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше».

3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.

Шесть шляп мышления - простой и практический способ преодолеть все три трудности. Белая Шляпа. Какой мы обладаем информацией?

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.

Желтая Шляпа. Преимущество. Что положительное можно отметить? Черная Шляпа. Призывает во всем видеть недостатки.

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи.

Синяя Шляпа. Супершляпа. Чего мы достигли? Шляпы можно использовать поразному:

Надеть шляпу. В ходе обсуждения можно попросить класс или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета.

Снять шляпу. Человека просят уйти от этого типа мышления.

Сменить шляпу. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Надо не нападать на высказываемые мысли, а предложить изменение. Обозначить свое мышление. Можно назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления планируется использовать. На стадии «Рефлексия» используются приемы:

1. «Заверши фразу»: Во время занятия я научился, почувствовал, приобрел... Игра заставила меня задуматься... На занятии мне особенно понравилось… и т. д.

2. «Цепочка пожеланий». Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

3. «Анкета-газета». Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.

4. «Мини-сочинение» на заданную тему.

5. «Синквей» - пять строк (1 - ключевое слово, 2 - два прилагательных, 3 три глагола, 4 - свое отношение к теме, 5 - синоним.)

Литература

1. Голубева Л. В., Билык Н. И. Классный руководитель в средней школе. И [Электронный ресурс] – Электрон. текст дан. (1 файл 1,5 Мб). – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011. – 1электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска. (СD