Связать свою жизнь и работу с лесом – это об умении видеть прекрасное в самом обыденном. Истории таксаторов из Нижнего Новгорода, Читы и Санкт-Петербурга, Вологды - яркое тому подтверждение. На стенах в кабинетах пермского филиала Рослесинфорга висят картины с лесными пейзажами. Над некоторыми рабочими местами остались пробелы – это сотрудники, уходящие на заслуженный отдых, забирают особо полюбившиеся произведения. Их автор – Борис Александрович Яковлев, лесоустроитель со стажем, который поделится многолетними наблюдениями о лесной школе жизни, неповторимых городах России и чувстве прекрасного.
Как вы приняли решение стать таксатором?
Родом я из Кировской области. Когда учился в 9 классе, прочитал объявление в газете Марийского политехнического института имени Максима Горького: «Факультет лесного хозяйства готовит инженеров. Работа в лесхозах, летом - в экспедициях». Подумал: «Интересная работа! В теплое время года - на природе, зимой - в офисе». В 1969 году поступил на специальность «Лесное дело» в институт, который окончил в 1974 году. Только 2 сезона я не был связан с лесоустройством. Пробыл и инженером, и старшим инженером, и начальником партии, сейчас занимаю должность главного специалиста.
Какими качествами, по-вашему, должен обладать таксатор?
В таксаторе должны быть качества настоящего мужика – лесника, мощного, крепкого духом и телом, не изнеженного, готового к трудностям жизни и работы в полевых условиях. Тяжело было всегда, хотя сейчас бытовые условия значительно лучше. По лесу таксаторы, понятно, ходят, но до места их довозят на машине. Вечером приезжают – душ принимают... Мы бывало месяцами в полях жили! В палатках, под дождем! Сыро, все промокало. Помню, доводилось поздней осенью жить буквально на улице, в деревянном бараке без стекол в окнах. В спальник залазишь во всей одежде и спишь... Какой там, к черту душ?!
Вас раньше забрасывали на участок и что дальше?
Наша контора работала в 79-м году в Амурской области. Таксаторов туда на вертолетах привозили и выгружали с палаткой и едой. Приходилось брать продукты мешками: тушенку сухари, горы сухарей, снаряжение, инструменты, топоры, спальные мешки, сапоги, портянки, снимки... Бывало, что целый полевой сезон контора буквально жила под ветками деревьев. Связь была исключительно через вертолеты. Завозили и увозили на них. Сейчас это редкость, наша контора чаще работает по Пермскому краю. Если выезжаем, то, как правило, в районы южнее Пермского края. Например, в Башкирию, где меньше лесничеств и территория лучше обжита. В регионе развита логистика, больше транспортных путей. В общем, проще работать, чем в северных условиях.
Что лежит в рюкзаке у таксатора?
Раньше таксацию писали вручную. Теперь у таксатора в руках планшет, в котором он ведет записи. В рюкзаке должен быть навигатор, компас, на случай перебоев с электричеством и отказом приборов. Конечно, еда, питье, спички с запасом. Обязательно берем бинт, йод, жгут для перевязки, если запнулся, на сучки налетел, раскровил себя. В лесу может все что угодно случиться. А если медведь выйдет, куда деваться?
На вас выходил медведь?
Выходил. Был июнь, сумерки, песчаная дорожка и лесок небольшой, молодняк. Вдруг он возник, встал на задние лапы. Было ощущение, что он метра 3, огромная черная глыба, потом быстро развернулся и убежал. Все произошло настолько быстро, что мы с рабочим не успели испугаться, но навсегда запомнили. Нам раньше давали отпугивающие ракетки с хлопком и искрами от зверей. Но что такое медведь? Человек же против него абсолютно бессилен. Ты пальцем не сможешь пошевелить. Он, хрясь, и тебя нет.
Сколько километров в день, в неделю приходилось проходить?
Зависит от объекта. Таксировал в Татарстане, где просеки ухоженные, грибов полно. За день мог 10-20 километров чистыми и даже с таксацией пройти. Возьмем в Пермском регионе Кизел, где километр по заросшей просеке можешь идти целый час. Там завалы, папоротники огромной высоты. В целом, пешие переходы до места могут быть по 30-40 километров в день. Как много пройдешь с работой? Идешь, остановился, сделал запись. Тут нет норм. Как говорят, самое лучшее время – осенью, по холодку, правильно?
Случалось заблудиться?
Бывало. В то время мы ходили по снимкам без навигаторов. Идешь по снимку и ориентируешься, где ты находишься. Шел я по краю Култаевского лесничества в районе поселка Юг. Шел-шел по просеке, потом раз и потерялся. Чувствую, что с просеки ушел. Туда-сюда походил, не могу найти просеку. По снимку видны маленькие кругленькие сенокосы, но все одинаковой формы и определить местоположение по ним невозможно. Плюнул и пошел на юг к поселку Серяк. Километров 30 наверно прошел тогда. Когда блуждаешь, наступает легкая паника. Думаешь, что делать? Дезориентация полная. Хорошо, было солнечно. Без солнца непонятно, куда идти.
Что самое удивительное встречалось на полевых?
Удивительное? Написал Рембрандт «Ночной дозор». Пришел к нему человек, который ему деньги заплатил за эту картину, и говорит: «Почему мне плащ нарисовали синий, он у меня красный! Можете исправить?». Рембрандт ему отвечает: «Нет, если я исправлю цвет плаща, то придется переписывать картину целиком, потому что исчезнет гармония цветовая». Точно также в лесу. Ничего удивительного нет. Это наша природа. Надо просто видеть красоту!
Правда ли, что таксаторы вместо жевательной резинки жуют смолку?
Да, жевали. Но сейчас, конечно, уже нет. Она горькая, но потом, когда долго жуешь ее, горечь проходит, остается хвойный вкус. Что-то есть в этом своеобразное, натуральное, природное.
Как долго длятся ваши командировки?
Как правило, командировки длятся с мая по ноябрь. Обычно 15 мая ребята выезжают и до 15 ноября всех вывозят. Действительно, по полгода приходится быть вне семьи, вне дома.
Как семья реагирует на длительные командировки?
Жены уже привыкли. В лесоустройстве случайных людей нет. Дело нравится, кочевать нравится. Приезжаем на полевые, где мужская компания, рыбаки, охотники... Как в песне: «А я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги...», правильно?
После затяжных полевых домой тяжело возвращаться или радостно?
Конечно, радостно! До того выматывает душу, устаешь от полевой жизни, что хочется спокойствия, размеренности. Зато ближе к весне думаешь: «Скорее бы!». Все начинается заново! Всегда, кстати, хотелось на природу.
Как отпуск проводите? На природе?
На природе? Нет, природы хватает. Сейчас, конечно, все стараются южные страны посетить. Я не ездил. Мне нравится по России путешествовать. Меня частенько включают в Рослесхозовскую комиссию по крупным городам: Уфа, Екатеринбург, Ижевск, Ульяновск, Оренбург. По 3 недели живешь в гостинице. Приехать в новый город и познакомиться с другим регионом – очень интересно. Мне нравится Оренбург с рекой Урал и степями.
Как вы увлеклись рисованием? Пишите в основном пейзажи?
Да, пейзажи. В школе начал акварелью увлекаться.
Для вас рисование это как отдушина? Помогает отвлечься?
Отвлекаться не надо! Вот чем человек живет? Что такое жизнь? Это те обстоятельства, в которых мы находимся ежедневно, правильно? Еду в автобусе или с женой поругался – все это жизнь. От нее зачем отвлекаться? Уходить, конечно, можно, но не отрываться от мира, от этой жизни.
❓ А у вас есть вопросы, которые вы хотели бы задать нашим таксаторам? Пишите их в комментарии 👇 обязательно передадим специалистам и выпустим новое интервью!