Продолжаем цикл интервью с лесоустроителями - теми, кто провел в лесу десятки сезонов, не спасовал при встрече с дикими зверями и буквально добыл точные знания о лесе из самых далеких и глухих мест страны.
Таксаторам не привыкать к бытовым трудностям и превратностям погоды, но в их работе есть своя романтика, которая снова и снова тянет в лес. О смолке вместо пломб, трудностях возвращения в нелесную жизнь, общении с коренными народностями и многом другом рассказали:
Лидия Игнатьевна Мельниченко, ветеран труда, бывший инженер-таксатор Читинского филиала Рослесинфорга.
Андрей Владимирович Некипелов, таксатор в четвертом поколении и начальник отдела лесоустройства Северо-Западного филиала Рослесинфорга.
Владислав Александрович Титов, замначальника отдела лесоустройства Северо-Западного филиала Рослесинфорга с 16-тилетним стажем
Александр Владиславович Гамов, ведущий инженер-таксатор Северо-Западного филиала Рослесинфорга с 27 полевыми сезонами за плечами.
Расскажите немного о себе. Как долго занимаетесь таксацией? Что сподвигло вас выбрать эту профессию?
Лидия
Окончила Малинский лесотехнический техникум в Житомирской области. Профессия лесоустроителя, конечно, не легкая для женщины, но нас ведь не испугать трудностями. На полевых научилась разделывать рыбу, мясо, печь хлеб, а главное находить общий язык с разными людьми: сезонными рабочими, молодыми специалистами. Дима Гераськов, теперь он почетный работник лесного хозяйства, до сих пор называет меня своей второй мамой за то, что обучила его лесной науке.
Андрей
Родился и вырос в Архангельске. Там же закончил университет по специальности «Инженер лесного хозяйства». Еще будучи студентом был рабочим при таксаторе в Архангельском филиале Рослесинфорга. А выбор профессии был не случайным, ведь еще прадед, а потом дед и отец работали на благо лесной отрасли. Кстати, отец - действующий инженер-полевик.
Владислав
С детства хотел работать в лесу. Закончил Мариинско-Посадский лесотехнический техникум, потом Марийский Государственный Технический Университет, после Казанскую Сельскохозяйственную Академию. В лесоустройстве работаю с 2006 года и по сей день.
Александр
В сумме набралось 13 лет полевого стажа, 27 полевых сезонов. В детстве проводил много времени в лесах Тихвинского района, где дед и бабушка работали на лесохимическом заводе, он – директором, она – в лаборатории. Люблю лес, получаю удовольствие от работы в этой сфере.
Как долго длились командировки? Какой была самая длительная?
Лидия
Мы уезжали – еще снег лежал, приезжали – уже лежал. В северных районах возвращение зависело от того, когда прилетит вертолет за нами.
Как организованы полевые работы? Вас забрасывают в определенную точку, а дальше?
Лидия
Все зависит от места назначения: добирались на поездах, машинах, вертолетах, лошадях…Когда лесоустроители заезжают в тайгу, то первым делом строят баню, потом зимовье. Когда быт обустроен, начинается работа.
Александр
Каждый раз приходилось планировать и организовывать работы по-разному. Если требовалось прочистить просеки, изготовить и установить квартальные столбы или сделать промеры с постановкой пикетов в малонаселенной местности силами нанятых сезонных рабочих, то организовывали полевой лагерь - табор. На сезон запасали продукты, инструменты и другое необходимое имущество и планировали заброс вертолетом, трактором, автомобилем, катером. Если поблизости были населенные пункты, то инженер-таксатор базировался стационарно, а рабочие на своих участках в палатках. Тогда таксацию и проверку выполненных работ приходилось осуществлять заходами, то есть с ночевками в лесу, без ежедневного возвращении на базу.
Сколько километров в день или неделю приходилось проходить пешком по лесам?
Андрей
Средние пешие переходы не менее 10 км в день. Как гласит народная мудрость – таксатора ноги кормят.
Александр
Если по просеке максимально можно проходить километра 2-3 в час, то получается, что за 12 часов ходьбы можно пройти километров 30, это не тяжело, когда втянешься, сбросив лишние зимние 10-15 килограммов.
Какие инструменты приходится носить с собой?
Лидия
Для организации прорубки просеки необходима буссоль, топор, для промера просеки – мерная лента и опять же топор, для установки – квартального столба – снова топор! Для таксации – высотомер, полнотомер. Папка таксатора. И обязательно – ружье! Сначала у меня были карабин, двустволка, потом пистолет ТТ.
Владислав
Полнотомер, высотомер, рулетка, папка таксатора, навигатор и планшетный компьютер, если речь идет о таксации. Если отводы или перечет, то добавляется пила, топор, буссоль, мерная вилка, лопата, «сабля». Если ГИЛ, то приборы для закладки пробных площадей, миноискатель. В рюкзаке всегда - продуктовый набор на день, дождевик, запасные ручки и карандаши, минимальная аптечка, термос с водой. Может лежать рыболовный набор. Нож обязательно. Если охотник, то патроны.
Александр
В рюкзаке 2 котелка из консервных банок по 800 граммов (в простонародье – чифирбак) для чая и супа, сухари ржаные армейские, пакеты сухого супа, чай, сахар кусковой, сигареты «Прима» или махорка «Моршанская», полог марлевый от комаров для сна, тент из болоньи или полиэтилена, топорик в чехле, пачка карточек таксации, пачка снимков в картонном конверте, запас шариковых ручек, флакон диметилфталата, спички, бинт, разные веревочки. Все остальное по карманам: ручка, компас, высотомер, полнотомер, нож, все привязано веревочками, чтобы не потерять.
Случалось ли такое, что заблудились в лесу? Как выбирались?
Лидия
На севере Иркутской области, крутанулись вокруг одного места, но муж, опытный таежник, быстро вывел к табору. Был такой случай в экспедиции, к табору вышли двое студентов, будущие биологи, блудили несколько дней, без еды, воды. Ребята их накормили, напоили, на дорогу вывели.
Владислав
Когда я начинал работать, то навигаторов не было, ходил с компасом, планшетом и снимком. Бывало блуждали, но выбирались с помощью компаса и знаний ориентирования на местности.
Что самое удивительное видели в лесах? Какое-то место или ситуация? Расскажите об этом.
Лидия
Ситуации, конечно, разные бывали. Пастухи поставили самострел на медведя, он сработал, когда я рядом прошла, повезло – только рукав энцефалитки задело. Был случай: выбирались, кое-где даже ползком, из зоны пожара, это очень страшно.
Андрей
Леса России очень разнообразны. Доводилось работать на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, в Сибири и в средней полосе. Пожалуй, самое интересное путешествие было по лесам севера Хабаровского края. Был вертолетный участок и сплав по реке в течение трех месяцев. Увидели много рыбы, диких животных.
Владислав
Однажды встретили медведя после дня ходьбы по лесу. Подошли с подветренной стороны, поэтому медведь нас не сразу заметил. Хотели лезть на дерево. Но медведь испугался затвора фотоаппарата и убежал.
Александр
Там, где плотность медведей высока, они трепетно относятся к своим угодьям и постоянно метят границы задирами на деревьях, а чтобы предупредить конкурентов, насколько владелец свиреп и огромен, стараются встать на задние лапы и задрать кору, как можно выше. Самый высокий задир я видел у самого огромного хитреца, который искал пенек рядом с деревом, на него вставал и потом действовал.
Доводилось ли встречать медведей и других диких животных? Расскажите об этой встрече.
Лидия
В 1973 году стояли в Чичатке, это в Могочинском районе Забайкальского края. Мне нужно было протаксировать участок километрах в двух от табора. Недалеко, поэтому я взяла с собой пятилетнюю дочь, ведерко прихватила, чтобы на обратном пути брусники набрать. Осень теплая стояла, воздух прозрачный, дышится легко – благодать! Задание выполнила. Собираю бруснику, рыжики попадаются. И вдруг дочь говорит: «Мама, смотри какие мишки!» Я голову подняла и обомлела: медведица с детенышем! Мне тогда казалось, что я дышать перестала, только просила: «Ты – мать, я – мать, уйди…» Как сквозь пелену увидела, что медведица повернулась к нам спиной. Как я бежала, держа дочь за руку! Бегу и прошу, чтобы только доченька ничего папе не говорила! А в таборе дочь сразу кинулась к отцу: «А мы мишек видели!». Я давай отнекиваться, муж в ответ: «А ты на себя в зеркало посмотри». Посмотрела, появилась седая прядь.
Доводилось ли общаться с местными народами? Какие впечатления?
Лидия
В Забайкалье дружно живут: русские, буряты, тунгусы, эвенки орочены. Моя свекровь – эвенкийка. Закон общения прост: как ты к людям, так и они к тебе. В тайге такой закон блюдут особенно свято.
Александр
Бывало, коренные народы шорцы в Кузнецком Алатау попадались в самых безлюдных местах. Свои временные лагеря они строили из жердей, прутьев и полиэтилена. Занимались собирательством для сдачи на заготпункты: папоротник орляк, черемша, живица пихты. Были неразговорчивы, застенчивы, даже пугливы. Женщины-карелки на Севере: сами гребут на огромных деревянных лодках, сами сети ставят, сами вытягивают, выбирают рыбу, с чужими даже словом не обмолвятся.
Правда ли, что таксаторы вместо жевательной резинки жуют смолку?
Александр
Хуже, они сухие макароны едят и холодной водой запивают. Если смолку нагреть и залить вместо выпавшей стоматологической пломбы, то очень даже эффективное ноу-хау, оценено врачами в поликлинике.
Тяжело ли возвращаться в домашнюю жизнь после леса и обратно в леса после домашней жизни?
Лидия
Чем дольше находишься на полевых, тем сложнее адаптироваться. В городе, первое время после леса, не хватает воздуха, тем не менее в колею входишь быстро. Как-будто и не уезжал никуда. Но ближе к весне – все мысли о предстоящем полевом сезоне… Дочка говорила, что меня домовой дома не держит.
Андрей
Есть момент привыкания к большому количеству людей: в транспорте, на улице. Ведь когда ты проводишь несколько месяцев в коллективе из двух-трех человек, необычно опять погружаться в городскую суету.
Александр
Мне кажется, что тяжелее 40 лет по 8 часов на заводе работать или в офисе.
Как ваша семья относится к командировкам?
Лидия
Семья всегда была со мной: муж – таксатор, дети с раннего детства с нами. И сын, и дочь знали: когда работают мама с папой, они должны держаться рядом. В поле дети быстро самостоятельными становятся. Никто, кстати, из них не захотел повторить наш путь, это для нас он оказался единственным навсегда.
Где предпочитаете проводить отпуск? Многие едут на природу, а вы?
Лидия
Летом в отпуске была всего два раза, в 1975 и 1995 годах, а так обычно зимой – после обработки и сдачи материалов. Отдыхала на местных курортах, чтобы поддержать здоровье.
Андрей
Только на теплое море, где солнце и нет вездесущих кровососущих насекомых. Но и на рыбалку, за грибами тоже неплохо съездить.
Есть ли любимые песни или стихи о лесе?
Лидия
«… в тайгу заброшены судьбой суровою».
Андрей
Гимн всех лесоустроителей «Мы - таксаторы».
Александр
«Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги».
❓ А у вас есть вопросы, которые вы хотели бы задать нашим таксаторам? Пишите их в комментарии 👇 обязательно передадим специалистам и выпустим новое интервью!