Прага не отпускает. [...] У этой мамочки есть когти. Франц Кафка о своём родном городе
Его удивительная манера описывать жизненные ситуации породила специфическое прилагательное - "кафкианский".
Франц Кафка (1883-1924) принадлежал к национальному меньшинству Праги, его родным языком был немецкий. Кроме того, он, как и его родители, владел чешским . В то время (конец 19 в.), Прага была частью империи Габсбургов в Богемии, где смешивались многочисленные национальности, языки, политические и социальные течения, сосуществовали правые и левые и умеренные взгляды. Кафке, немецкоязычному уроженцу Богемии, который не ощущал себя всецело ни чехом, ни немцем, было нелегко обрести культурную самобытность.
Кстати, и сфера интересов его была очень эклектичной. Обучение в Немецком университете Праги, с 1901 по 1906 год, Кафка начал сначала с химии; через короткое время он перешел на юридическое направление; после этого он один семестр изучал германистику и историю искусств. Летом 1902 года Кафка слушал лекции Антона Марти по основным вопросам описательной психологии. Затем он даже рассматривал возможность продолжения учебы в Мюнхене в 1903 году, чтобы в конечном итоге закончить изучение права. Согласно программе, он должен был получить докторскую степень через пять лет, после чего последовала обязательная годичная и неоплачиваемая юридическая стажировка в государственном и уголовном судах.
Затем происходит некоторое "раздвоение" его жизни. С 1907 года он работает как юрист и страховой агент - и в частой компании,и
почти государственном “Учреждении по страхованию от несчастных случаев на производстве для Королевства Богемия в Праге" с 1908 по 1922 год. Свою службу он часто называл "хлебной профессией", которую , однако, терепть не мог. Здоровье было хрупким, отношения с отцом - очень сложными. С самого раннего детства высокий и крупный мужчина с густым басом наводил на маленького, тщедушного мальчика ужас. А отец Кафки, Герман, возлагал на него свои деловые надежды. Но, с образом чахоточного Франца все это никак не вязалось.
В своей литературной деятельности Кафка видел утешение и отраду жизни. Однако, собственное творчество ему совсем не нравилось. И тем не менее-он продолжал писать. Его друг, Макс Брод, хранил его рукописи и даже сподвиг его напечатать сборник рассказов. Кстати, воспринятый критиками благосклонно. Тем не менее, он продолжал заниматься самоуничижением - и- продолжал писать. В том числе, по ночам, несмотря на шаткое здоровье.
Кафка видел в Грильпарцере, Клейсте, Флобере и Достоевском своих литературных „кровных братьев“. Несомненно, что влияние Достоевского ощутить можно, например "Записки из подполья", предвосхищают многие специфические особенности творчества Кафки, а также, например, идея о превращении человека в насекомое в повести "Превращение". У Достоевского часто встречаются аналогии с "вредным насекомым" в лице человека.
Набоков находил, что наибольшее стилистическое влияние на Кафку оказал Флобер; как и французский мастер, Кафка ненавидел "приятную прозу". Язык есть инструмент: и Кафка позьзовался словарем юристов или натуралистов для придания тексту почти хирургической точности.
Будучи студентом, Кафка глубоко увлекся Ницше,особенно очарован был поэтическим текстом "Так говорил Заратустра".
Говоря о Кьеркегоре, Кафка пишет в своем дневнике:
„Он поддерживает меня как друг“.
Увы, здоровье Кафки ухудшалось, несмотря на его стоическую дисциплину- всю жизнь он занимался спортом и соблюдал диету. Возможно, что без этого он скончался бы ещё раньше. В 1917 году ему был поставлен диагноз "туберкулез". И вроятно, он умер от истощения, тк из-за боли в горле почти не мог есть.
Благодарю за прочтение, подписку, лайк ))