Дрокина Любовь Сергеевна, воспитатель МОУ «Центр развития ребенка №11» г. Волгоград
Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются проблемы всей страны. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом работал на занятиях в детском саду. В решении этой непростой задачи помогает сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Под ИКТ понимаются информационно-коммуникативные технологии - технологии, в которых используются компьютер, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, то есть все то, что представляет широкие возможности для коммуникации. Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения. Поэтому цель применения инновационных технологий в работе с детьми заключается в повышении мотивации к обучению и облегчении усвоения детьми материала различной направленности.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, инновационная форма обладает рядом преимуществ: - предъявление информации на экране в игровой форме повышает интерес детей; - новая форма несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; - движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Эта пословица прежде всего касается маленького ребенка. Именно детям, с их наглядно-образным мышлением, понятнее то, что можно одновременно рассмотреть и услышать, объект, на который можно воздействовать, оценить его. Поэтому так важно при обучении дошкольника обращаться к открытым каналам получения информации. Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из новых актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике [5].
Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду – в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создать базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Актуальность проблемы возрастает в связи с тем, что современные технологии передачи информации открывают совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире [1]. В условиях детского сада необходимо использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Важной составляющей современного образовательного процесса является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами. Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и развить стремление к новым знаниям. Средства обучения, такие как инерактивные доски, компьютеры, становятся отличными помощниками и в диагностике развития детей: внимания, памяти, мышления, речи, навыков учебной деятельности и т.д. [3]. Это активизирует познавательную активность детей, расширяет их кругозор. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала. Одним из таких интерактивных средств является интерактивная доска. Способы ее применения на занятиях в детском саду очень разнообразны: это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, укрепилась устойчивость внимания, возросла скорость мыслительных операций. При работе с интерактивной доской происходит индивидуализация обучения, развиваются психические процессы у воспитанников, создается благоприятный эмоциональный фон. Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проводить интегрированные занятия. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. Повышается скорость приёма и переработки информации, она лучше запоминается. Использование интерактивной доски даёт педагогу возможность самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях. Это открывает простор для творчества [4]. Использование мультимедиа технологий — это интересно, суще но обогащает образовательный процесс, делает обучение эффективным и увлекательным. Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим в рамках традиционных технологий. Использование информационных технологий позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет. Компьютер – это мощное средство обучения и саморазвития детей. Работа с мультимедиа снимает отрицательный фактор ответобоязни и либо подводит ребенка к самостоятельному решению поставленной задачи, либо наглядно демонстрирует ее решение, избегая при этом нравоучений и порицаний, нередко свойственных педагогу.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала улучшает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Такие мультимедиа, как слайд, презентация, уже доступны в детских учреждениях. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников [2].
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что занятие не должно быть целиком построено на презентации и игровых программах, преобладать должны другие методические приёмы.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. НОД в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Цель работы при использовании ИКТ в НОД - повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий. Также важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка. Но компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его!
Познакомить детей с окружающим миром можно с помощью презентацией в игровой форме. Темы «В подводном царстве», «Путешествие в горы», «Животные Севера» и другие не только продемонстрируют новые явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации.
Герои анимации вместе с детьми путешествуют по слайдам, сказочный лунный кот приглашает на прогулку по звездному небу, а маленькая лисичка знакомит ребят с дикими животными и их детёнышами. Полноценный диалог воспитателя с ребёнком возможен только при использовании разнообразных возможностей мультимедийных технологий, при условии соответствия материала возрастным особенностям. Подбор материала также должен соответствовать по своему содержанию принципу научности. Тогда работа с мультимедиа позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал. Каждый современный педагог должен уметь сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Каждый ребенок при использовании ИКТ на занятиях становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать навыками работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попадали в зависимость от компьютера, а ценили живое, эмоциональное человеческое общение. Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. Если педагог использует в своей работе мультимедийные технологии, он повышает собственную квалификацию, образовательный процесс становится эффективнее, в значительной мере увеличивается заинтересованность педагога в своей рабочей деятельности [3].
Повышение компьютерной грамотности некоторым педагогам дается тяжелее, но, приложив определенные усилия и освоив основные программы, педагог чувствует себя более уверенно, ему есть к чему стремиться, появляется желание и далее развиваться, практиковать полученные знания в педагогической деятельности.
Используя метод слайдовых презентаций, выполненных в программе Microsoft Power Point, можно заинтересовать детей и проявить творческие способности. Возможность использования двигающихся, возникающих, меняющихся персонажей, включение музыки увлекает детей. Однако главное здесь – не перегружать дошкольников.
Использование мультимедийных презентаций даёт более широкие возможности для педагога. Воспитатель должен уметь не только пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Активное использование современных технологий дает возможность педагогу участвовать в конкурсах, проектах различного уровня (регионального, всероссийского, международного) совместно с детьми и их родителями. Участвуя в конкурсах, занимая призовые места, получая почетные грамоты за проделанную работу, все участники процесса повышают внутреннюю самооценку, у них появляется желание учиться и развиваться, получать новые знания.
В работе с родителями мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, анкетирований. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей. Возможность дистанционного обучения родителей - ещё один плюс мультимедиа. Родители хотели бы заниматься со своими детьми, однако часто не знают, чем именно, или действуют методически неграмотно. Если ребенок не посещал детский сад по какой-либо причине, то педагог имеет возможность предоставить родителям пройденный материал в электронном виде для самостоятельного изучения или для закрепления пройденного материала. Благодаря такой преемственности ребенок будет находиться в зоне комфорта, даже если он не посещал детский сад. Создание сайта воспитателя – большая помощь. Каждый родитель может зайти туда и просмотреть фотоотчеты с мероприятий, получить информацию о том, как насыщенно проходят дни в группе.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого ребенка, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, педагоги должны сочетать в своей работе традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Воспитатели должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Нужно постараться обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в дошкольных учреждениях.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к усвоению знаний дошкольниками на более высоком уровне, несет в себе образный тип информации, стимулирует познавательную активность, облегчает работу воспитателя.
Литература
1.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика.- 2007.- №6
3. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
4. Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина // Информатика. – 2006. – №12.
5. Крапивенко, А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений / А.В. Крапивенко – М., 2009.