("1899", 2022, Германия, сериал, 1 сезон)
Как и близкий ему по духу, культовый "Остаться в живых" (Lost, 2004-10), серил "1899" Фризе и бо Одара тоже нельзя назвать хоррором. Ибо эти два немца ставили перед собой цель не напугать нас, а заинтриговать по самые гланды мрачными фантастическими заморочками. Которые они тоже вываливают на головы своих героев в ассортименте, явно превосходящем все нормы ПДК.
А бояться на просмотре "1899" вы будете лишь одного...
Так вот, бояться в ходе наблюдения за здешними перипетиями вы будете одного. Вновь того самого, за что больше всего Lost и бранили. То есть за постоянную бомбардировку зрителя загадками - всё новыми и новыми, из эпизода в эпизод, - и полным отсутствием на них отгадок. Из-за чего история "лостовцев" и выродилась в такую сумбурную мешанину из "непоняток", что в ней, похоже, запутались даже сами авторы.
Что ж, Янтье Фризе и Баран бо Одар (имя у него такое, уж извините) тоже вовсю грешат бурлёжом своей неуемной фантазии. И тоже гвоздят нам в мозги свои сюжетные тайны по принципу "Маловато будет! Нам надо больше тайн!".
Однако, в отличие от Lost, в "1899" есть нюанс. И существенный.
А именно: главную, можно сказать, корневую интригу сюжета нам в финальном 8-м эпизоде все-таки рассекретят. И это здорово! Потому что ответы на десятки других, так и не раскрытых тайн, можно будет додумать уже самому. Опираясь именно на раскрытую главтайну - она объясняет очень многое.
Да, не идеальный финал, разумеется, но всё куда более честный к зрителю, нежели концовки большинства сезонов Lost.
Впрочем, пока мы с вами доберемся до шокирующих (или кому как - зависит от вашей впечатлительности) последних минут первого сезона "1899", нас ждет большое, многолинейное и драматичное приключалово аж целого десятка с лишним героев на огромном океанском пароходе со странным названием "Цербер". Который, как и злосчастный "Титаник", только на 13 лет раньше, отплыл из Европы в Америку с почти 1,7 тысячами пассажиров и членов команды на борту.
И это - не считая скелетов в шкафах, что везут с собой через Атлантику ключевые персонажи, про каждого из которых хоть отдельный сценарий садись пиши (как, собственно, было и в Lost с его центральными героями).
Однако весь этот самосвал больших и маленьких человеческих трагедий на нас обрушат не сразу, а постепенно, мало-помалу в каждой серии. Тогда как уже в начале стартового эпизода попрёт основная движуха: "Цербер" вдруг получит радиограмму с "Прометея" - аналогичного парохода этой же трансатлантической компании. После чего новость быстро разлетится по палубам и все, включая пассажиров, придут в нехилое возбуждение.
Казалось бы, с чего вдруг?
Просто дело в том, что "Прометей" бесследно сгинул в океане еще 4 месяца назад, вместе со всеми своими пассажирами и экипажем, и с тех пор не подавал никаких сигналов. Поэтому немудрено, что все на "Цербере" так оживились, тем паче, что, согласно радиограмме, пропавший лайнер дрейфовал где-то неподалеку. Оставалось лишь найти его и спасти всех, кто к этому времени еще подавал там признаки жизни.
И верно, всё оказалось по-честному, без обмана.
Вскоре "Прометей" был обнаружен по-прежнему в плавучем состоянии, разве что без каких-либо огней на борту. Да и тот некто, пославший на "Цербер" радиограмму, тоже почему-то перестал отвечать взывавшим к нему спасателям. Ни через передатчик, ни даже примитивными "аналоговыми" сигналами, вроде размахивания руками и криков "Вау, ну наконец-то, блин! Где ж вас, чертей, так долго носило?!".
И вообще издали "Прометей" выглядел абсолютно безлюдным, словно краеведческий музей или библиотека на утро первого января, неважно, какого года.
Делать нечего, пришлось капитану "Цербера" с примкнувшими к нему матросами и пассажирами-волонтерами спускать на воду шлюпку и плыть на "Прометей" (да, капитан здесь странный - может в любой момент с судна деру задать, ежели захочет). Затем, чтобы разведать тамошнюю обстановку, а то чем дальше, тем вся эта история становилась всё непонятнее и мутнее.
И уж точно не прояснится она в остальные семь эпизодов - аккурат до финала 8-го. Наоборот, визит "церберовчан" на "Прометей" станет лишь началом грядущего парада разновсяческой чертовщины. С которой зловещие флэшбэки всех героев и их шкафные скелеты будут, естественно, связаны - тут уж не сомневайтесь.
***
В общем, как и недавний "Извне", в чьем создании, кстати, принимали участие ребята из Lost, "1899" тоже может считаться достойным продолжателем традиций "Остаться в живых". Вдобавок снятом в весьма оригинальном антураже - с явным рассчетом на то, что орды фанатов "Титаника" сюда тоже подтянутся.
Причем, хвала немецкой аккуратности Фризе и бо Одара, их первый сезон радует относительно вменяемым финалом. Поэтому, даже если второго, третьего и дальнейших сезонов вдруг не случится - хотя теперь это вряд ли, особенно после попадания в Топ-10 Netflix, - даже имеющиеся 8 эпизодов "1899" можно смотреть, как вполне законченную фантастическую историю.
Разве что многих именно такая ее концовка рискует разочаровать, но это уже дело вкуса, и в качестве объективной претензии приниматься не может.
P. S. Кстати, забавная шутка от создателей "1899". Начальные титры каждой серии, снятые в клиповом стиле "Бондианы" - это по сути череда спойлеров. Правда, о том, что это были именно спойлеры, вы догадаетесь лишь постфактум - когда досмотрите до тех моментов, которые они "просплойлерили".
Трейлер фильма: