Найти тему
Марина Докучаева

"Я лучше знаю, что для нее важно!"

Подростковый возраст детей – это просто кладезь проблем и сложностей для самого ребенка и его родителей. Поэтому родители подростков часто обращаются к психологам за помощью, ведь они бояться происходящих с ребенком изменений и тем более опасаются негативных последствий этого.

«Моей дочери 15 лет, в следующем году ей надо будет заканчивать 9ый класс и думать, что делать дальше, планировать дальнейшее обучение и карьеру. Но всё, что интересует ее – это подружки и парни, ужасная современная музыка и блогеры в тик-токе. Да, учится она сносно, без троек, но я ее каждый день долблю, что ей уже сейчас надо думать о поступлении в ВУЗ и уже сейчас сосредотачиваться на учебе, потому что потом будет поздно. Я сама в свое время отучилась на низкооплачиваемую специальность и не хочу, чтобы и у моей дочки было такое будущее. Я говорю ей, что лучше знаю, что для нее важно, ведь я прожила жизнь, но она меня даже слушать не хочет. Чем сильнее я с ней борюсь, тем сильнее она от меня закрывается. Подскажите, как достучаться до нее?»

Анна (42 года) хотела услышать от меня рецепт «Как внушить своему подростку, что нужно слушаться маму», но я не могла ей его дать, потому что такое внушение возможно только через полное подавление воли и личности подростка. Зато могла деликатно указать Анне на ее ошибки и сориентировать в способах налаживания отношений с дочерью.

В первую очередь я рассказала Анне, что принадлежность к группе сверстников, дружеские и романтические отношения в этом возрасте – это абсолютно нормальные и естественные интересы любого здорового подростка. Я бы стала больше беспокоиться, если бы дочь Анны не имела друзей и не интересовалась современной молодежной культурой. Да, маме вполне может не нравиться эта культура, но это абсолютно не означает, что дочь обязана думать так же. Я предложила вспомнить, на какой музыке выросла она сама и убедиться в том, что культурные модные веяния практически не влияют на становление взрослой личности.

Затем я объяснила Анне, что невозможно внушать дочери, что она сама про себя и свою жизнь ничего не понимает, и ожидать уважения и внимания в ответ от нее. В первую очередь необходимо налаживать эмоциональный теплый контакт и доверие, и всячески их укреплять. Конечно, после всех ошибок, что Анна уже совершила в воспитании, ей не просто было восстановить связь с дочкой, но она проявила всё терпение, на которое была способна, и понемногу девочка снова «поворачивалась к ней лицом».

И напоследок я предложила Анне поработать с ее тревожностью, потому что такое вмешательство в жизнь дочери и беспокойство за ее будущее во многом было обусловлено повышенной тревожностью самой Анны. Я была уверена, что когда она научится справляться со своими тревожными мыслями, тогда и принятие индивидуальности девочки-подростка такой, какая она есть, будет проходить намного легче.

Присоединяйтесь к моему каналу в Telegram. Там тоже много всего интересного
https://t.me/s/marinadokuchaeva