Рабочее стачечное движение хранит большую историю. В ней можно отыскать как взлеты, так и падения. Сегодня хотелось бы затронуть стачку мальчишек-газетчиков. Это один из немногих примеров детской забастовки, которая имела свой успех.
Представьте себя и свою семью эмигрантами в Нью-Йорке, на дворе конец ХIХ века. Вы со своими детьми в безвыходном положении, надо на что-то жить и это что-то надо заработать. Работать приходится не только вам, но и вашим детям. И здесь по нескольким причинам появляется неплохая работенка для ребенка.
Дело в том, что Куба в 1890-е годы оставалась одной из последних испанских колоний, которая несколько лет пыталась добиться независимости. Рядом с Кубой в то время по-империалистически поднимали голову США, которые экономически были гораздо сильнее ее. В 1895 году США решили поддержать Кубу в освободительной войне против Испании. Конечно же, с целью подчинить это островное государство себе. Война длилась всего 3,5 месяца.
И вы спросите, причем же здесь испано-американская война и мальчишки газетчики? Здесь стоит немного затронуть развитие газетопечатания. Газеты были атрибутом элиты, поскольку закупались они не просто с прилавков и киосков, а выписывались, причем за такие деньги, которые обычный рабочий себе позволить не мог. Содержимое газет в основном освещало политические и экономические события, которые сложны для понимания рабочего. Да и печать была долгим процессом, который ускорили паровые установки, позволявшие печатать не одну газету за единицу времени, а несколько. Поскольку элита – это далеко не многочисленная прослойка, то издательствам было бы неплохо выйти на многочисленных рабочих. Появились дешевые газеты с легкой для усвоения информацией, цена которых не так сильно била по кошельку пролетариата.
У издательств появилась потребность в найме разносчиков газет, и планировалось набрать взрослых мужчин на такую должность. Однако зачастую к ним приходили мальчики 6-14 лет. Поскольку ребенку можно платить поменьше, нежели взрослому, издательствам это было на руку. Мальчики каждое утро должны были приходить в издательство, выкупать по оптовой цене кипу газет и продавать в розницу на улицах. Все непроданное приносило юным предпринимателям убытки. Из-за этого им приходилось работать до поздней ночи и спать прямо на улице. Помимо этого, они не редко могли стать жертвами различных педофилов, особенно в ночное время. По сути газетчики попали в самый концентрат капитализма – борьба за место под солнцем, извечная конкуренция, штрейкбрехерство и преступность. Газетчики портили друг другу товар, дрались за территорию. Вот он — волчий оскал капитализма с самого детства. Можно лицезреть его во всей красе на следующем видео:
Во время испано-американской войны спрос на новостные газеты значительно повысился. Издательства задрали цены на свой товар. «Юным предпринимателям» пришлось покупать кипу газет не за 50 центов, а за 60. Из-за высокого спроса цена газет отбивалась, и какая-никакая деньга в карман капала. Малые издательства сразу после войны снизили цену до 50, но крупные New York World и Evening Journal могли себе позволить оставить задранную цену – все равно купят. Война закончилась, за ней упал и спрос на газетную продукцию. По сути получалась работа себе в убыток.
И вы скажете, что логичнее перейти в малое издательство и покупать газеты по привычной цене. Да. Но если бы так можно было сделать, возможно, никакой забастовки бы и не было. Однако конкуренция была огромная, да и малые издательства попросту не могли печатать газеты на целую ораву голодных детей ввиду не таких больших средств, как у крупных издательств.
Точкой кипения для юных газетчиков стало следующее. В Квинсе (современный район Нью-Йорка) 18 июля 1899 года они, как обычно, пошли получать свои пачки по 100 газет у дистрибьютора (распространителя) газеты Evening Journal и обнаружили, что в их пачках гораздо меньше газет, хотя платили они, как за стандартную кипу – 50-60 центов. В итоге они опрокинули его фургон и с триумфом унесли охапки газет. Новость об этом разошлась, и в течение следующих двух недель мальчики в пяти районах, а также в городах и поселках по всему северо-востоку отказывались продавать газеты двух крупных издательств. Их действия побудили не только газетчиков, но и чистильщиков обуви и посыльных в других городах прекратить работу и потребовать лучших условий работы.
Штрейкбрехеры пытались продолжить работу и сорвать забастовку, но платили за это огромную цену. Их товар просто-напросто уничтожался забастовщиками. Не трогали только девочек-газетчиков, которых и без того было гораздо меньше мальчишек. Издательства пытались нанимать взрослых мужчин, обращаться в религиозные организации, дабы усмирить юнцов-бедняков, но все тщетно.
Откуда такой забастовочный опыт? Дело в том, что буквально в это же время проходила забастовка водителей троллейбусов, где эти же мальчишки помогали своим отцам отстоять напор полиции. Даже среда конкуренции не остановила объединение юных стачечников. По итогу забастовки оптовую цену крупные издательства снизили до изначальных 50 центов, а также позволили возвращать не распроданные газеты обратно издательству оптом, что позволило избежать газетчикам работы в ночное время.
Этот пример очень вдохновляет. По сути голодные дети поставили на колени двух крупных зажравшихся буржуа - Уильяма Херста и Джозефа Пулитцера. Поскольку в руках рабочих хоть и не средства производства, а их процессы, они способны на многое ради отстаивания своих прав. Вечно кушать за счет труда рабочих у буржуазии не выйдет. В наше тяжелое время трудовых конфликтов есть чему поучиться у этих маленьких героев классовой борьбы.
Источники:
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429