Наверняка, вы знаете о существовании так называемого «философского парохода» (хотя никакого единого парохода не существовало, да и философы там были в меньшинстве, но да ладно, будем пользоваться устоявшимся термином). Читая статьи или какие-то другие источники, кажется, что на нем уехали только мужчины, женских имён там практически не встречается. Однако они были. И самой известной женщиной, присутствовавшей на «философском пароходе» была Екатерина Дмитриевна Кускова. О ней сегодня, как вы догадались, и пойдёт речь.
Екатерина Есипова родилась в Уфе в 1869 году. Её отец был преподавателем словесности в гимназии, а мать занималась домашним хозяйством и управляла приютом для инвалидов. Вероятно, это оставило след на образе мышления девушки - она своими глазами видела, насколько непростой может быть жизнь простого человека в родной стране. Когда Екатерине было 15 лет, ее мать умерла от туберкулеза, а отец покончил с собой. Забота о себе и младшей сестре легла целиком на плечи девушки. Екатерина какое-то время пыталась управлять оставшейся богадельней, чтобы заработать на пропитание, а параллельно училась в Саратовской женской гимназии. В какой-то момент ее отчислили из учебного заведения из-за плохой посещаемости, но девушке все же удалось ее закончить, сдав экзамены экстерном.
В 1885 году она вышла замуж за преподавателя гимназии Ювеналиева, в прошлом участника народнического движения. Вместе они организовали дома университет, в котором обучали девушек естественным наукам и знакомили их с трудами народников. В этом браке родилось двое детей, но через 4 года супруг Екатерины умер от туберкулеза. Вдове нужно было как-то жить дальше. Она перебралась в Москву, где окончила курсы акушерок.
Там Екатерина познакомилась с представителями студенческих народнических кружков и еще сильнее прониклась их идеями. Она начала распространять нелегальную литературу, но через некоторое время приняла решение вернуться в Саратов, где, работая медиком, помогала пережить эпидемию холеры. И застала холерный бунт.
Однако свою нелегальную деятельность она не оставила и даже влилась в революционное движение, вступив в партию «Народное право». Но вскоре организация была разгромлена полицией, а Екатерина оказалась за решёткой. 1 год она провела в тюрьме, затем еще 3 года находилась под полицейским надзором.
В тюрьме женщина познакомилась со студентом-народником Кусковым, который в знак протеста объявил голодовку, и вышла за него замуж, чтобы тот оказался на свободе. Брак был фиктивным, но Екатерина взяла фамилию мужа и не захотела её менять. Под именем «Екатерина Кускова» она затем и стала известна.
Тюремное заключение не повлияло на идеи Екатерины. Она познакомилась со многими известными мыслителями того времени, например, с Владимиром Короленко, Николаем Анненским и Максимом Горьким. Постепенно Кускова стала все сильнее склоняться к марксизму, видевшемся ей как более основательное учение. Во всём её поддерживал третий муж — Сергей Прокопович. Жили они в Нижнем Новгороде и занимались пропагандой среди рабочих.
Оправившись в Швейцарию на лечение от туберкулеза, супруги познакомились с Григорием Плехановым и другими основоположниками социал-демократии. Там Кускова вступила в «Союз русских социал-демократов за границей», слушала лекции в Брюссельском университете, изучала профсоюзное движение и все свои мысли изложила в сочинении, опубликованном в 1899 году и получившим название «Кредо» (без ведома самой женщины). В нем Екатерина написала, что социальная революция и партия — не выход для России. Страна, в которой не произошло никаких буржуазных преобразований, просто погибнет под тяжестью потрясений. Это вызвало конфликт с русскими марксистами, а Ленин сказал, что Кускова и ее муж являются предателями интересов рабочих и крестьян. Они были исключены из «Союза» и примкнули к либеральному движению.
Кускова и Прокопович организовали «Союз освобождения», который ставил перед собой цель объединить людей разных политических течений для завоевания в России политических свобод. Главными их требованиями было создание народного правительства и введение конституции. В дальнейшем Екатерина говорила, что это было «единственное светлое пятно в их политической карьере».
Кускова занималась агитацией людей при помощи газет «Наша жизнь» и «Наши дни». Организация делилась на правое и левое крыло, также организаторам удалось привлечь немалую часть интеллигенции и некоторые общественные организации. Предпринимались попытки повлиять на сознание народа и даже нашлись точки соприкосновения с Георгием Гапоном, совместная работа с которым помогла политизировать рабочий слой Петербурга.
После Манифеста 17 октября в «Союзе» случился раскол. Кускова и оставшаяся с ней часть организации отказались поддерживать действия правительства и организовали группу «Без заглавия». Вместе с этим начал издаваться одноимённый политический журнал, в котором резко критиковались все партии. Именно в делении оппозиции на отдельные составляющие Кускова видела крах всего движения. Долго группа не просуществовала, но Екатерина продолжила заниматься публицистической деятельностью.
Ища новые возможности влияния на политическую жизнь страны, Кускова обратилась к масонству. По ее словам, созданная организация не имела ничего общество с мистикой, а лишь представляла собой объединение людей с общими целями. Члены «Великого востока народов России», как они сами себя называли, собирались на квартире Кусковой и, на удивление, даже не попали под надзор полиции. Вероятно, дело было в даваемой при посвящении клятве о полном молчании.
Временное правительство относилось к Прокоповичу и Кусковой лояльно. Возможно, дело было в принадлежности некоторое депутатов к масонской организации. По крайней мере, об этом ходили активные слухи. Прокопович получил должность министра продовольствия. Кускова взялась за издание газеты «Власть народа», в которой публиковались статьи политических деятелей. И их критика, конечно же. И Ленин это не забыл.
В конце 1917 года Проуоповича арестовали, но вскоре освободили. Он занялся преподаванием права в МГУ. Супруги не стали уезжать из России, несмотря на смену политического режима. Кускова занялась «Лигой спасения детей», но в 1921 году ее ликвидировали. Тогда Екатерина стала одним из основателей «Всероссийского комитета помощи голодающим», но и он долго не продержался. Кускова и Прокопович были обвинены в подготовке заговора против советской власти. И осенью 1921 года супругов выслали из Москвы в Вологодскую область.
В 1922 году Кускова покинула Россию на «философском пароходе». Ленин видел в ней угрозу для большевиков, а эмигранты в дальнейшем осуждали за проповедь «возвратничества». Супруги продолжили заниматься общественной деятельностью, писали многочисленные статьи. Екатерина Дмитриевна заняла должность председателя Берлинского комитета помощи заключённым и ссыльным в России. Очень быстро Прокопович и Кускова стали центром притяжения для русской эмиграции. А квартира супругов превратилась в место политических дискуссий. Сама же Екатерина Дмитриевна верила, что можно вернуться и как-то изменить государство.
Когда Германия напала на Советский Союз, Кускова встала на строну России. Она верила в победу русского народа и не оставляла надежды вернуться.
В 1955 году не стало Сергея Прокоповича. А спустя три года умерла и Екатерина Дмитриевна. Ей было 89 лет. Похоронена она в Женеве. Кстати, в этом городе есть улица, носящая имя российской политической и общественной деятельности.