— Софья, я не знаю как поступить в данной ситуации. Несколько лет назад мы усыновили малыша. Сейчас ему пять. И я боюсь, что кто-нибудь расскажет Ильюше, что он нам неродной. Просто мы живём в небольшом городке и доброжелатели могут найтись.
Я не буду приводить пример консультационной сессии.
Затрону важные вопросы, на которые родители хотят получить ответы:
— А стоит ли ребёнку знать правду, что он неродной по крови?
Если да, то как рассказать сыну или дочке о его истории появления в семье?
В каком возрасте лучше это сделать?
Всё очень индивидуально.
Каждый решает сам для себя как быть?
Я как детский психолог могу лишь поддержать родителей в их решении сказать правду, помогая им составить рассказ и предусмотреть разные варианты реакций ребёнка.
Что и было сделано в ходе сессии.
Клиентка нашла ответы на свои вопросы.
Необходимо понимать, что это очень трудное решение.
И на самом деле мало кто из родителей решается быть правдивым.
Что важно осознавать?
Прежде всего это страхи родителей:
— А вдруг после этой информации он перестанет меня любить?
— Боюсь, что не буду для него тогда авторитетом.
— Страшно, что захочет найти своих родных.
Ответы у всех тоже будут свои.
Со специалистом можно обрести равновесие и принять решение.
Что могу добавить из практики?
Если это ребенок дошкольного возраста и вы решили рассказать семейную тайну, то выберите время, когда никто не будет отвлекать, когда все дома.
Повествуйте лишь то, что посчитаете нужным в форме сказки.
Травмирующие подробности не нужны.
Не стоит говорить о том, что мама бросила этого ребёнка, что это были очень плохие люди, не любили, не заботились о малыше.
Лучше вместе с психологом продумать текст.
Дети в дошкольном возрасте к пяти годам очень хорошо распознают все эмоции и чувства (по моим наблюдениям лучше говорить в этом возрасте).
Если они ощутят ваше чрезмерное волнение, то этой информации придадут больший смысл, чем хотели изложить вы.
Говорите максимально спокойно о том, что очень рады малышу из сказки, который оказался у вас.
Можете улыбнуться и произнести: «Счастье, что ты есть!»
Учтите, что вопросы у детей могут возникнуть.
Они могут быть такими:
— Так это не ты носила меня в животике?
— Та мама доверила меня вам?
Отвечайте с любовью:
— Да, в животике тебя носила не я.
Ты в моем сердце навсегда и я ношу тебя здесь — показать.
— Да, твоя мама доверила нам тебя, она посчитала нас самыми лучшими родителями.
Ребенок достаточно быстро забудет эту информацию, если не поднимать её раз за разом.
В его мире есть вы и именно вас он любит.
Ребенок получает информацию, бережно изложенную, и дальше живёт, принимая вас как родителей и вы честны перед собой и ребенком, история рассказана через сказку.
И даже, если когда-то он задаст вопрос, то ответите, что рассказывали историю его появления в вашей семье через сказку.
На днях напишу продолжение о том, как строить диалог с ребёнком школьником.
Продолжение здесь:
https://www.b17.ru/article/404311/
Автор: Алдухова Софья Владимировна
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru