Найти тему
Григорий И.

"Кресты" на шее Петербурга

Григорий Иоффе

Что-то в последнее время язык не поворачивается называть наш город Санкт-Петербургом. К тому, что свято, и отношение должно быть подобающее, молитвенное. Помните это слово – ленинградцы. Оно одно, куда бы ты ни приехал, вызывало к тебе интерес и уважение. Ленинградцы гордились своим городом, любили его, заботились о нем. Восстановили его после фашистской блокады в считанные годы. Ныне ленинградцы – что-то вроде ископаемых. Бал правят петербуржцы. Племя младое, незнакомое.

Не знакомое с историей, равнодушное к прошлому, разрушающее всё, что можно разрушить во имя строительства новых бизнес-центров, гостиниц и доходных домов. Дома эти, правда, часто остаются только в проектах, исполнение которых растягивается на годы для того, чтобы выделенные средства без шума и пыли растеклись по карманам «застройщиков».

Особая статья этой породы расхитителей – «реставраторы» и «реконструкторы». Имен их никто не знает, об их уголовном преследовании никто не слышал, но дела их у всех на виду. БДТ имени Горького-Товстоногова реконструировали-реконструировали, возрождали-возрождали, вся страна следила. Несколько лет театр работал во Дворце культуры имени того же Горького у Нарвских ворот. Наконец, сдали, труппа вернулась в театр.

И тут из всех щелей в новеньких стенах потекло. Видимо, «реконструкторы» плоховато замазали в эти стены честно заработанные рублики. У дорожников это называется «закатать в асфальт». А у музыкантов – просвистеть. Это я уже, как вы поняли, про эпохальный ремонт нашей Консерватории. Видимо, у тех, кто этот объект ремонтировал, музыкальных слух настроен только на свист. А свист, как известно, деньгу выживает. Теперь там новые подрядчики. А где старые? Кто-нибудь слышал, в каком суде судили их судом праведным? Какие «Кресты» по ним плачут?

Что касается старых «Крестов», исторических, то уж точно не они. Потому что и сами они, опустевшие и заброшенные, оказались у города-Петербурга хуже пасынков. Освободить-то освободили, а что с ними делать дальше, никто не знает. Последняя «идея» – поставить на торги! Волосы встают дыбом! И осыпаются. Вместе с их стенами и стенами многих других исторических зданий вроде «Красного треугольника», вместе с уничтоженными стенами ДК имени Капранова у Московских ворот, со снесенным под шумок под новую сцену Мариинского театра ДК Первой пятилетки…

И теперь действительно начнутся «торги»: на кого повесить старые «Кресты», кого поселить в новые, собственность муниципальная, собственность федеральная, а где деньги, а денег нет, а вот если бы всё в торгово-развлекательный центр с бассейном превратить, то вот это да!..

Хотя идеи есть. Например, перенести туда Музей политической истории, а Дворец Кшесинской передать Театральному музею… Или?..

Утешает меня лично во всех этих мытарствах с архитектурно-историческим наследием разве что история родного мне «Скорохода», где нашлись люди, которые действительно всерьез взялись за превращение обувного гиганта в полезную для города территорию. А вот не менее родной, уже упомянутый выше, ДК Горького не устоял, попал под раздачу при смене губернатора прошлого на нынешнего. Прошлый уже было «решил вопрос», но нынешний перерешил, что городу этот Дворец ни к чему.

Уничтожен был Горьковский дворец не фактически, слава богу, а, как теперь принято выражаться, виртуально. О том, как это было, я уже писал. Напомню вкратце. Чтобы вы понимали, как это делается, как уничтожается история, как разгоняются кадры высочайшей квалификации. Особо ценные на фоне той культурной нищеты, в которую мы сегодня погружены.

Когда только Культура может спасти наш мир, нашу страну, став той национальной идеей, которую днем с огнем ищут руководители страны. Культуру в самом широком смысле, не только ту, которой руководит одноименное министерство. Культуру в политике, в управлении, в промышленности и сельском хозяйстве, в медицине, в образовании… Везде, от Государственной думы до обучения народа кидать мусор в урны, а не на асфальт. Поставив на каждом углу эти самые урны с надписью «Для мусора».

Около двух лет назад в ДК имени А.М. Горького состоялся концерт, посвящённый 70-летию директора Дворца А.Р. Сайтбагина. Концерт этот ничем не отличался бы от бесчисленного количества других, прошедших за 92 года жизни этого культурного центра, если бы…

Если ли бы пришедшие в Большой зал зрители и участники представления (в котором, вместе с народными артистами РФ, на равных приняли участие самодеятельные коллективы Дворца) не понимали, что это не столько юбилей заслуженного человека, сколько прощание с прошлым. Все уже знали, что Горьковский дворец, как таковой, продан и доживает последние дни (с ноября 2020 года став Дворцом искусств Ленинградской области).

Наверное, поэтому тот концерт получился особо душевным и пронзительным, как в песне: «со слезами на глазах». Песня эта, правда, о Победе, но ведь и Дворец Горького, который отстоял в годы блокады в нескольких километрах от линии фронта, в котором в самые голодные дни проводились новогодние праздники для ленинградских детей, – он тоже про Победу, про историю нашего города и нашей страны.

Вспомнилось и сравнительно недавнее прошлое. Когда Сайтбагина назначили директором ДК Горького, перед ним встало множество проблем. Хотя здание являлось памятником федерального значения, Москва средств на его содержание и развитие не выделяло, потому что находился Дворец в собственности профсоюзов. И снаружи, и внутри многое обветшало.

Новый директор начал ремонтные работы. Первые 65 миллионов рублей на ремонт театрального корпуса, которые профсоюзы выделили как беспроцентный кредит, Дворец вернул в течение 10 лет. Потом заработали еще 145 миллионов: поменяли трубы, батареи, мебель и окна, аппаратуру, свет, модернизировали сцену.

Камнем преткновения оказались фасады. На их ремонт КГИОП дал последний срок: конец 2021 года. Самим заработать необходимую сумму было невозможно. Профсоюзы денег не дали. И чтобы сохранить памятник архитектуры, решили его продать. Единственный покупатель, который мог сохранить Дворец – так казалось всем вокруг, – город Санкт-Петербург, в котором он находится.

Однако переговоры с новым правительством города зашли в тупик. Не помогло даже обращение в адрес губернатора А.Д. Беглова, инициированное председателем комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга Д.А. Четырбоком и единодушно подписанное всеми (!) депутатами ЗАКСа. Ответ был прост: у города денег нет. Даже в рассрочку.

Дворец купило правительство Ленинградской области. Очередная «связь времён» оборвалась. Традиции, бережно сохраняемые работниками культуры на протяжении 93 лет, канули в Лету. Дворец фактически рождался заново. Соответственно, встал вопрос: что будет с творческими коллективами? А ведь занятия во многих из них были бесплатными! Что будет с имеющим 120-летнюю историю оркестром народных инструментов имени Б.С. Трояновского? С хором имени М.С. Заринской, основанном в 1944 году в Ленинградском Дворце пионеров? С Театром балета, с коллективами «Примавера», «Дебют», «Зурбаган», «Шемрок», «Колесо», «Созвездие», с изостудией «Контраст»? Единственным исключением стал казачий ансамбль «Атаман», выросший за эти годы до профессионального.

Всего же во Дворце занимались 30 любительских коллективов, семь из которых носили звания образцовых и народных. 2000 человек! Кроме того, здесь находили себе приют творческие коллективы 26 национальных диаспор.

Я уже не говорю о том, что все эти 90 с лишним лет на сцене Большого зала ДК выступали с гастролями лучшие в стране и в мире театры, оркестры, оперные, балетные, эстрадные ансамбли и исполнители.

Тревоги эти оказались не напрасными. Уникальный коллектив Дворца, состоявший из высокопрофессиональных специалистов, в числе которых 10 заслуженных работников культуры РФ, – был распущен. Точнее, уволен: 22 июня 2020 года, в соответствии с Постановлением президиума Ленинградской федерации профсоюзов о ликвидации Дворца. Теперь для всех этих людей 22 июня – памятная дата вдвойне.

Десятки людей остались без работы. Вслед за ними ушли в свободное плаванье и самодеятельные творческие коллективы: большинство закрылось, кому-то посчастливилось найти новых благодетелей…

Почаще бы нам вспоминать, что судьба нашего города решается не где-то «там», в неких административных пространствах. Многое зависит и от нас с вами, ленинградцев и петербуржцев, от нашей гражданской позиции и от нашей воли там, где её не хватает «отцам» Санкт-Петербурга.

Иначе и весь город превратится в подобие разрушающихся ныне «Крестов». Многое из уничтоженного возродить уже невозможно. Но и не всё ещё разрушено.

-2

Реклама полна неожиданностей!