Азарта Розе Мелекесовой не занимать. Иначе зачем ей, учителю математики и преподавателю вуза, кандидату педагогических наук, отважиться сказать «да» на предложение возглавить школу. Причем это учебное заведение вовсе не входило в число преуспевающих. Скорее наоборот…
Правда, в свое время школа №7 города Воткинска была на виду, славилась она прежде всего кадетскими классами. Ведь сам Михаил Тимофеевич Калашников дал согласие на то, чтобы именно этому учебному заведению присвоили его имя. Напутствуя коллектив, именитый земляк подчеркнул, что звание возлагает на коллектив особую ответственность. Надо заметить, что высокое доверие коллектив оправдал в полной мере, школа долгое время по праву была флагманом образования в городе.
Но, как говорится, не только в жизни человека бывают трудные периоды. К тому времени, когда Роза Муслухетдиновна отважилась на новый виток в своей жизни, а произошло это событие в 2018 году, мощный запал, вдохновлявший коллектив, потихоньку иссяк, кадетское движение постепенно сошло практически на нет. Причин тому было немало, но не о них сейчас речь. Для нового директора в то время важнее было оценить обстановку, настрой сотрудников, наметить цель и вдохновить коллектив на решение насущных проблем.
Боль номер один – постоянный отток учеников. Именно здесь сосредоточен весь узел накопившихся проблем. Разрубить его одним махом? Разматывать этот клубок по ниточке? Что помогло директору в тот непростой момент принять верное решение? Прежде всего, как признается сама Мелекесова, вера в коллектив и в его большой потенциал. Опора на добрые традиции, которые не потеряли своей ценности для учителей, помогла сплотить всех, чтобы идти к поставленной цели. Процесс этот занял, конечно, время, потребовал немало сил, но именно он привел к намеченной цели.
– Мы поняли, что должны сделать все, чтобы ребята захотели учиться в нашей школе, полюбили ее, – говорит сейчас об этом директор. – Опираясь на традиции, определили направления развития. Во-первых, возродить кадетское движение в полном объеме. Во-вторых, создать условия для самореализации каждого ученика, в том числе и ребят с ограниченными возможностями здоровья. В-третьих, обеспечить возможность реализации индивидуальных образовательных программ. Конечно, чтобы все эти задачи были коллективу по плечу, важно было заручиться поддержкой родителей. Следовало завоевать их доверие. Немало помогло в этом создание на базе седьмой школы городской консультационной службы для родителей с красноречивым названием «7Я-Воткинск». Что и говорить, осуществить этот новый необычный проект было делом нелегким. Но у Розы Муслухетдиновны есть секрет успеха. За четверть века в образовании она выработала и не раз проверила жизнью его формулу: все легкое и доступное, как правило, не приносит добрых плодов. Приводит при этом цитату мыслителя-романтика Экзюпери: «Невозможно стать великим зодчим, строя всю жизнь балаганы. Созидая поистине великое, вы переродитесь, вы превзойдете самого себя». Проект по созданию единой консультационной службы для родителей получил грантовую поддержку и успешно работает. Школа в 2018 году получила статус республиканской инновационной площадки по созданию комфортной образовательной среды для всех детей. Отметим, что сегодня здесь обучаются 60 детей с ОВЗ, причем у каждого есть свой индивидуальный учебный план. Коллектив успешно решает все задачи, поставленные четыре года назад.
– Сегодня есть понимание, что мы движемся в правильном направлении. Но одно дело – внутреннее осознание, другое – внешняя экспертиза, – размышляет Мелекесова.
Здесь стоит сказать об одном важном жизненном принципе директора. Он звучит так: «Начни с себя!». В этом году, когда второй раз проводился Всероссийский конкурс «Директор года России», Роза Муслухетдиновна Мелекесова решила стать его участником. Признается, что захотелось проверить себя, свои профессиональные компетенции:
– Не знаю, как у других, но состязание меня вдохновляет на мобилизацию всех внутренних ресурсов. Представьте, в России более сорока тысяч директоров общеобразовательных школ. Каждый из них мог стать участником конкурса. В этом году на отборочный этап поступило около 775 заявок из 69 регионов. В финал по результатам (представление портфолио, ответы на вопросы теста в режиме онлайн) вышли тридцать директоров из двадцати четырех регионов. Когда стало известно, что среди них оказалась я, эмоции зашкаливали. И это здорово! Конечно, хотелось победить. Поверьте моему опыту, принцип, что главное – участие, а не победа, на конкурсах такого уровня не работает. Все едут побеждать. Хотя, конечно, при этом понимают, что победитель будет один.
На Всероссийском конкурсе директор из Воткинска не осталась без награды. Кроме выбора абсолютного победителя и призеров награждали также лучших руководителей школ в номинациях.
– Когда на сцену вышел представитель Министерства обороны России и объявил, что будет вручать награду победителю в номинации «Воспитать гражданина», первая моя мысль была: «Это же про нас, про нашу школу!», – вспоминает Роза Муслухетдиновна. – Патриотическое направление в нашей школьной образовательной и воспитательной системе считается одним из приоритетных.
Интуиция не подвела руководителя. Школа №7 города Воткинска за победу в номинации «Воспитать гражданина» получила сто тысяч рублей.
Здесь стоит сказать, что, для того чтобы обеспечить современные условия для учеников, коллектив за четыре года выиграл четыре гранта в рамках нацпроекта «Образование» на общую сумму около 20 миллионов рублей. И более 22 миллионов было привлечено благодаря участию в региональных и федеральных программах. Так, к примеру, ученики седьмой школы на третьем уроке физкультуры с удовольствием занимаются самбо. Спортзал оборудован всем необходимым. Пришел в школу и футбол. Как же без этой игры, любимой многими ребятами?!
А для детей с особыми образовательными потребностями в школе оборудовали небольшие помещения, где могут обучаться от пяти до двенадцати человек. Есть и сенсорная комната, детям очень нравятся занятия в ней.
Помогают тому, кто движется вперед, развивается. Это правило подтверждается на практике.
– Вокруг нашей школы образовалось не просто сообщество партнеров, – говорит директор, – а сложился круг друзей. С нами дружат представители общественных организаций, бизнес-сообществ, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных фондов. Благодаря партнерству с другими организациями наши ребята получают дополнительное образование, находясь в стенах школы.
Известно, что большой успех коллектива складывается из успеха каждого сотрудника. Вдохновлять другого человека на самосовершенствование может только тот, кто сам освоил эту науку. Рабочий день директора начинается рано. Чтобы быть в хорошей физической форме, ежедневно от дома до школы Роза Муслухетдиновна идет пешком. Занимает дорога более получаса. Пять раз в неделю у директора занятия в фитнес-клубе (плавание, пилатес и т. д.). График дня у нее насыщенный и плотный. Ведет уроки математики и проектной деятельности (считает, очень важно всегда оставаться учителем). Не оставляет и преподавательскую работу в вузе – филиале Удмуртского госуниверситета, где ранее заведовала кафедрой педагогики. Нередко приглашает своих студентов в школу. Нравится директору, что день вмещает столько занятий, событий, встреч.
– Если работы мало, то скучно жить, – признается Роза Муслухетдиновна.
Директор Мелекесова радуется от души успехам своих учителей. Умеет видеть потенциал каждого и способствовать его профессиональному росту. Так, опытный боевой офицер, орденоносец успешно освоил профессии учителя и воспитателя, дефектолог овладела компетенциями тьютора и ассистента, молодой педагог прошел пять курсов переподготовки, чтобы успешно обучать по индивидуальной образовательной программе ребенка с ОВЗ (из-за своих особенностей тот не может контактировать с множеством учителей). И таких примеров, когда учителя берут новые высоты, чтобы каждый ученик получил свою долю успеха, Роза Муслухетдиновна может привести немало.
– Мы начали активно поощрять и поддерживать педагогов, чтобы они стремились стать участниками профессиональных конкурсов, – говорит она. – Что касается конкурсов вообще, то нам нельзя самим забывать, с каким ощущением дети выходят к доске, именно поэтому приветствую участие учителей в самых разных профессиональных состязаниях. Если хотите, возможность испытать себя в новых условиях побуждает развиваться и двигаться вперед.
Руководитель Мелекесова убеждена, что ей самой в жизни всегда везло на настоящих учителей, она многим обязана своим наставникам. К ним она относит и своего школьного учителя Татьяну Геннадьевну Мальцеву, которая вдохновляла учеников ставить перед собой трудные цели, стараться превзойти самих себя. Учила этому собственным примером. Благодарна и заслуженному учителю РФ директору лицея Наталье Михайловне Хохловой, что научила ее, выпускницу вуза, молодого специалиста, мыслить широко, находить нестандартные решения. А доктор педагогических наук, профессор Нина Юрьевна Ерофеева стала для аспирантки больше, чем просто научным руководителем. Ее остроумные наставления не раз помогали сохранять оптимизм в разных жизненных обстоятельствах. Чего стоит, например, такое пожелание: «Иди к цели, не можешь идти – ползи, а если и это не получается, то падай, но по направлению к цели!»
Сейчас с уверенностью можно сказать, что школа №7 вышла из кризиса. Вернулось доверие учеников и родителей к учебному заведению, педагогическому коллективу удалось многого добиться. Но нерешенных задач еще немало, а значит, жить скучно не будет.
P.S. «Вообще в учительской профессии есть одна особенность, которая делает ее трудной, – считает Роза Муслухетдиновна. – Невозможно быть педагогом от и до. Наш «учительский станок» с нами все 24 часа в сутки. В этом и сложность профессии, и одновременно счастье».
Надежда ТУМОВА, Воткинск, Удмуртская Республика
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».