Зарубежная романтическая литература сильно повлияла на русскую литературу 19 века. То есть, того периода, который принято называть золотым веком русской литературы. А если воспринимать русскую литературу в контексте мировой, то многие вещи становятся понятнее. Но с чего начать? Какую литературу можно назвать романической? Чем она отличается от, к примеру, литературы классицизма? Обязательно ли произведение будет про любовь?
Романтизму можно дать определение как литературному направлению, которое оформляется в конце 18 века и приходит к упадку в 30-е годы 19 века (если не брать во внимание произведения Жорж Санд и Виктора Гюго). Всё это очень условно, потому что культурные эпохи не шли одна за другой, у них нет чётких границ. Более того, они прекрасно сосуществовали.
До начала романтического периода литература представляла человека исключительно в коллективе, обращала внимание на то, как героя видят со стороны другие люди. Новаторство в романтической литературе заключалось в том, что она делала акцент на том, что происходит в душе человека.
Само слово восходит к средневековой литературе. Тогда оно означало лживые сказания.
Толчком к формированию романтизма послужила Французская революция, так что 1789 год можно считать датой начала этого направления в искусстве.
Ну и, конечно же, напоминаю, что романтизм - это всегда исключительная личность в исключительных обстоятельствах.
С теорией разобрались, теперь я упомяну самые известные произведения со своим кратким субъективным комментарием.
Немецкий романтизм
Новалис «Генрих фон Офтердинген», «Ученики в Саисе»
Это те произведения, с которых точно не стоит начинать знакомство с романтической литературой. Просто филологическая пытка.
Л. Тик «Кот в сапогах»
Нет, это не детская сказка, это пьеса, которую вполне можно отнести ко взрослой литературе.
Клейст комедия «Разбитый кувшин» и трагедия «Пентесилея»
Если «Царь Эдип» - это первый детектив, то «Разбитый кувшин» - детектив наоборот. Тут виновник преступления всеми силами пытается скрыть своё деяние, за счёт чего и создаётся комический эффект. Начало сюжета немного напомнило «Ревизора» Гоголя. В пьесе «Пентесилея» Клейст обращается к античной мифологии, но меняет сюжет.
Гофман «Золотой горшок», «Песочный человек», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра»
Наверное, самый известный для русского читателя немецкий романтик. Наиболее известна его сказка «Щелкунчик и мышиный король». В его произведениях очень ярко показано романтическое двоемирие. Есть обычный мир, в котором живёт главный герой. Но он может замечать такие вещи, которые не видят обыватели. Для него открыт фантастический мир. К таким персонажам относятся студент Ансельм в «Золотом горшке», Бальтазар и Фабиан в «Крошке Цахесе», Натанаэль в «Песочном человеке». Последняя сказка вызывает у меня особенно тёплые чувства потому, что когда-то мы её ставили в школьном театре и я играла Клару. Роман «Житейские воззрения кота Мурра» рассказывает о жизни кота и его взаимоотношениях с другими животным. Мурр живёт у капельмейстера Иоганнеса Крейслера, рукописи которого использует как промокашку для собственных сочинений. По сюжету, издатели не разбираясь напечатали и рукописи кота, и его хозяина. Так что повествование часто прерывается и начинается история от другого автора и на другую тему. Тут нужно отметить, что фрагментарность является одной из особенностей романтизма.
По ссылкам можно прочитать 2 часть про английскую литературу и 3 часть про литературу Франции и Америки.