Найти тему
Сергей Половников

Манипулирование причинами и дотационная сущность Маска

Все чаще встречаю забавный прием, когда некто пытается выдать желаемое за действительное путем подмены причин. Вот наш постоянный читатель Юрий Аммосов поймал на слове поклонника Маска, который сообщил: «сначала все иронизировали над легковушкой от Теслы, а потом наперегонки бросились создавать свои электромобили. Неужели не извлекли урока?». На это Юрий отметил, что успех Tesla зиждется вовсе не на дом, что Tesla такая клевая, а на дотациях и льготах штата Калифорния: налоговые вычеты, бесплатная заправка, выделенная полоса и прочее. «Нельзя не иметь автопродукта, который не интересен Калифорнии», - утверждает Юрий.

Особенно любят прибегать к подмене причин любители всего альтернативного. Адепты раздельного мусора утверждают, что этим они помогают природе, хотя помогают они мусороперерабатывающим заводам, которые экономят на тех, кто этот мусор сортирует на месте.

Другой более близкий нашей индустрии пример – это каршеринг. Идут годы, а Ликсутов продолжает рассказывать басни о том, как каршеринг позитивно влияет на город и дорожную ситуацию. Ужасные ДТП? Подставные учетные записи? Смертельные шашки на трассах? Да ну, бросьте, это же не из-за того, что водитель, садясь за руль машины, взятой в краткосрочную аренду, превращается в демона. Нет, это вообще никак не связано. И математика, которая четко указывает на то, что при увеличении поездок одного автомобиля в течение дня места на дорогах становится не больше, а меньше, тоже не в счет. Главное набрать достаточное количество повторяющих мантру.

С тем же каршерингом связан еще один миф – о рентабельности этого сервиса. Рентабельность, напомним, это когда доходы выше расходов, если мы о рентабельности, а не об убыточности. Мнимая рентабельность каршернига достигается сегодня за счет двух важнейших составляющих: бесплатная парковка по парковочным разрешениям, которые город выдает каршерингу с гигантской скидкой и жадность дилеров, которым выгодно продать побольше машин в лизинг. Если убрать эти два финансовых спасательных круга, от бизнес-модели каршеринга не останется ничего. И пока каршеринг получает льготы – он рентабелен.

Возвращаясь к Tesla, как бы ни было печально, но мощь Илона Маска вовсе не в умении предвидеть будущее, но в умении грамотно взять на себя некоторые функции некоторых государственных ведомств с государственным же финансированием.

Вопрос лишь в том, можем ли мы считать бизнес, живущий не по средствам и на сомнительной природы дотациях, бизнесом.