«Все смешалось в доме Облонских…»
Л.Н.Толстой «Анна Каренина»
Преступление – это нарушение правил, принятых в обществе. В буквальном смысле это вызов обществу и требование наказания. Кажется парадоксальным последнее утверждение, однако каждый преступник бессознательное желает быть пойманным.
Закон и правила – это отцовская функция, именно он устанавливает первые правила для ребенка, если конечно все происходит в норме.
Ребенок, до момента своего рождения, является частью материнского тела, именно во внутриутробном состоянии он удовлетворен и не испытывает фрустраций. Родившись, он сталкивается с реальным миром, в котором оказывается беззащитным: какие-то люди извлекаются его из материнского тела, ему холодно, страшно, даже первый вдох является вынужденной мерой, направленной на выживание (его легкие, которые до рождения были в спавшемся состоянии, необходимо расправить, приложив для этого усилие). В таких тяжелых и катастрофических условиях появляется жизнь на свет, «травмой рождения» назвал этот этап Ференци. Ребенок не может знать, что эти люди в белых халатах (доктора и акушеры), помогают ему и его матери, саму ситуацию роддома он осмыслить не в состоянии.
И это только начало! Вся дальнейшая жизнь, с первых же дней, является борьбой за выживание, насколько бы идеальными условия его жизни не были, необходимо проявлять активность, обращать на себя внимание, чтобы тебя кормили и мыли, необходимо самостоятельно глотать молоко матери, чтобы не умереть с голоду. В таких условиях ребенок стремиться вернуться в свое первоначальное состояние полного единения с матерью в качестве единого объекта, в котором даже желания отсутствовали, так обеспечение было перманентным.
Однако мать не всегда находится рядом со своим малышом (по крайне мере так должно быть), у нее есть свои потребности, у нее есть муж, который тоже желает ее внимания и любви, возможно, другие дети. И она отлучается от младенца. В моменты ее отсутствия ребенок страдает, он наполнен страхом, так как отсутствие матери это всегда смерть для новорожденного, природа не знает искусственных смесей, кювезов, детских домов и т.д., для любого младенца – отсутствие матери = смерти.
Однако, лишь при столкновении с фрустрацией рождается психический аппарат. Ребенку, у которого мать отошла по своим делам, для успокоения и борьбы с тревогой, требуется создать внутренний объект, то есть, первую фантазию. Именно фантазирование (которое еще называют галлюцинаторным удовлетворением, возвратом к первичному нарциссизму) это первый способ, каким ребенок борется со своим страданием.
Функция психического аппарата - удовлетворение желаний.
Поэтому так важно, чтобы мать каждый день увеличивала дистанцию между ней и ребенком, оставляя ему пространство (не большое и не маленькое), в котором бы его психический аппарат развивался.
Это похоже на занятия в тренажерном зале – без увеличения нагрузки, не будет прогресса.
Также и здесь, развитие психического аппарата зависит от необходимости в этом развитии, как писал Фройд: «Объект рождается в ненависти». Под объектом понимается в первую очередь мать, а ненависть – это реакция на ее отсутствие.
И вот здесь появляется отец, как тот объект интереса матери, который увлекает ее к себе, отвлекая от ребенка. Даже в самые ранние месяцы жизни младенца, его мать уходит ночью к своему мужу, то есть отец ребенка косвенно устанавливает правило – ночью жена спит с ним, в психоанализе это называется «цензурой любовницы». Часто конечно бывает по-другому, и ребенок спит в постели родителей или же мать остается на ночь с ним, оставляя своего мужа одного, это имеет другое название – инцестуозность, то есть атмосфера смешения поколений, сексуальное возбуждение ребенка, которое приводит к нарушениям сна, таким образом мать получает оправдание для своего соблазнения, она говорит, что вынуждена спать с ребенком, чтобы тот мог заснуть.
Ференци писал о смешении языков, он говорил, что у ребенка язык нежности, а у взрослого – язык страсти. Взрослая сексуальность наполнена чувством вины и ребенок очень быстро усваивает ее, будучи перевозбужденным инцестуозной атмосферой.
Инцестуозность – это не инцест, это состояние, в котором смешаны возраста (совместное проживание нескольких поколений на одной площади; родителей называют по имени, а не «мама, папа»; родители «друзья» своих детей), нарушены границы и не работают законы и правила. В результате ребенок излишне сексуализируется и соблазняется взрослыми, в первую очередь матерью, получая доступ к ее телу, и которая использует ребенка как заменитель партнера, игрушка для разыгрывания собственного прошлого. Ребенок в такой семье не способен осмыслить нормы и запреты отношений между людьми.
Перевозбуждение вызывает в ребенке борьбу влечений, с одной стороны любовь к матери, с другой ненависть к ней же. Ненависть, которую ему невозможно удовлетворить, потому что он зависит от матери, и он слишком мал. А отказаться от этой зависимости в ней он не может, так как она, хоть и присутствовала, практически достигая уровня симбмоза, но любовь ему не давала, она использовала его для замещения своей обственной потребности в любви, наслаждаясь его зависимостью и желанием ее. При этом, при случае, когда он ей наскучит, мать всегда отгонит его от себя. Ребенок оказывается в парадоксальной ситуации: «Иди сюда, сделай приятное мамочке… прочь от меня, что ты себе позволяешь!». Ведь он мал, мать это понимает и просто играет с ним в сексуализированную игру, он не может полноценно удовлетворить взрослую женщину, поэтому мать его отвергает рано или поздно. Не получив удовлетворения в материнской любви, ребенок становится вечным рабом своих желаний по отношению к ней.
«Невозможно отказаться от того, чего не имел».
Поэтому его будет переполнять амбивалентность между любовью и ненавистью к матери. Максимум на что он способен, это выражения агрессивности в виде кусания, капризов или, в меру своих возможностей, нанесения ударов руками и ногами, неуклюжести, болезни, чтобы хоть так добиться внимания и заботы и чтобы отомстить, вынудив отказаться от своих желаний в пользу заботы о нем.
Однако ребенок часто находит способ выражения своей ненависти в виде агрессии к животным.
Когда ребенок мучает животных, это именно то, что он хочет со своими родителями, и особенно со своей матерью.
Кроме животных под руку иногда попадаются другие дети, любому объекту может достаться.
Так возникает агрессия, проецируемая на внешние объекты и потребность в появлении «третьего», который обеспечит дистанцию между ним и матерью и спасет его от угрозы реализации инцестуозных фантазий.
В последующих частях - как проявляется двойственность влечений в дальнейшей жизни человека и как это приводит к нарушению закона.
Автор: Александр Фатеев
Врач-психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru