Найти тему

Самые необычные храмы в России

Оглавление
Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение", пос. Дубровицы. Фото: Архиповы Маргарита и Владимир
Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение", пос. Дубровицы. Фото: Архиповы Маргарита и Владимир

Шесть удивительных храмов

Православные церкви порой удивляют верующих непривычными внешними формами и невероятным архитектурным замыслом создавших их зодчих. К числу таких строений можно отнести следующие храмы:

Храм-маяк свт. Николая в Крыму

Этот необычный храм возведен у самого моря. Заложенный в июне 2004 г. по проекту киевского архитектора Гайдамака, он выполняет, помимо основной богослужебной функции, еще и функцию маяка. Освятили его в честь свт. Николая Мирликийского – покровителя путешествующих. Но этот храм не только маяк - это еще и памятник всем погибшим на море.

Свято-Никольский храм-маяк
Свято-Никольский храм-маяк

Высота строения около 65 метров. Его фасады украшены изображениями св. Чудотворца Николая и Божией Матери, выполненными в стиле Византийской мозаики. В оформлении использованы якоря и корабельные цепи. Интересно отметить, что храмовая звонница оснащена электронным механизмом, приводящим в движение колокола.

Под купольным Крестом, в золоченом шаре, символизирующем Землю, находится маячный фонарь. Однако, несмотря на способность данного храма указывать кораблям путь, в лоции Черного моря он не внесен.

Храм входит в состав Мемориального комплекса всех погибших на водах.

Костомаровский Свято-Спасский монастырь

Эта необычная обитель находится в Воронежской области. Исследователи считают, что основали ее бежавшие из Византии в иконоборческие времена (VIII-X вв.) монахи. В недрах меловых гор устроены здесь пещерные храмы и кельи.

Спасский монастырь в Костомарово
Спасский монастырь в Костомарово

В XVII в. обитель была в некоторой степени переустроена бежавшими на Дон иноками-малороссами, спасавшимися от униатов. К этому времени данное место, ранее подвергавшееся многим набегам иноплеменников, стало спокойным благодаря Азовским походам Петра I.

В монастыре сохранились кельи затворников. Последним затворником был блж. Андрей, подвизавшийся здесь тайно в 1959-1972 гг. – до тех пор, пока его не сбросил с каменного уступа обители председатель Юдинского сельсовета. Этот старец оставил рукописи, в которых за 30 лет предсказал, что на месте этом будет женская обитель и даже назвал имена сестер. Также он сообщал, что данная местность избрана Господом для людского покаяния.

В обители есть старинная Пещера Покаяния, имеющая удивительное устроение. Входящий в нее богомолец, идя на исповедь, проходил несколько десятков метров по совершенно темному пространству. Это помогало кающемуся осознать свою беспомощность и сокрушить сердечную гордость.

Храм прп. Серафима Саровского в Костомаровском монастыре.  Фото: Илья Смирнов.
Храм прп. Серафима Саровского в Костомаровском монастыре. Фото: Илья Смирнов.

В 1903 г. заложили здесь уникальный пещерный храм прп. Серафима Саровского, в тот год прославленного в лике святых. Однако освятили храм лишь через столетие, поскольку строительные работы прервались периодом богоборчества. В ту пору пострадали и многие насельники обители, приняв гибель прямо в ее стенах.

Возвращена обитель Церкви в 1998 г.

Главная ее святыня – образ Костомаровской Божией Матери. Ему около 200 лет. Второе название образа – «Богородица Расстрельная», поскольку на данном лике Пресвятой Девы имеются шесть пулевых отверстий. С декабря 2001 г. в течение 7 лет образ кровоточил. Перед ним молились воины, отправлявшиеся в Чечню.

Знаменский храм в пос. Дубровицы

Вынашивая идею строительства данного храма, князь Борис Голицын, которому принадлежали эти земли, хотел возвести православную церковь в лучших традициях западных соборов. Поэтому здесь нет настенных росписей - предполагалось, что вместо них приход украсят статуи святых.

Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение", пос. Дубровицы.
Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение", пос. Дубровицы.

Церковь полностью выстроена из местного камня, из которого построен и весь старый Подольск. Форма ее представляет Греческий Крест, в середину которого встроена восьмигранная башня. Ажурный рельеф строения выполнен с большим мастерством, а основание украшено растительным узором.

К сожалению, в советские годы церковный архив уничтожили, и потому имя архитектора осталось неизвестным. Предполагают, что зодчие были итальянцами или саксонцами.

Храм увенчан короной. Считается, что это дань европейской традиции: церкви, в создании которых участвовали представители правящей династии, украшать царским венцами.

Фото: Архиповы Маргарита и Владимир
Фото: Архиповы Маргарита и Владимир

Среди фигур, украшающих фасад, есть ангелы с Орудиями Страстей в руках, а также фигуры евангелистов. При входе установлены статуи трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Внутри церковь также украшают скульптуры евангелистов и барельефные композиции со сценами Нового Завета.

Святыней храма является старинный образ Богородицы «Знамение», которому около 150 лет. В 500 метрах от храма находится целебный источник св. Параскевы Пятницы.

В настоящее время губернатор Московской области инициировал восстановление рядом с храмом разрушенной колокольни.

Храм Преображения Господня в с. Красное Тверской области

Свято-Преображенский храм. Фото: Турбаев Роман
Свято-Преображенский храм. Фото: Турбаев Роман

Эта изящная церковь выполнена в неоготическом стиле, совершенно нетипичном для русского зодчества. Возвели ее на средства Марка Федоровича Полторацкого – сына священника, добившегося дворянского титула благодаря своему певческому таланту. Делами, связанными со строительством, занималась его супруга, Агафоклея Александровна, стремившаяся во всем подражать государыне Екатерине Алексеевне.

После победы Российского флота в Чесменском сражении, царица повелела архитектору Юрию Фельтену построить в честь события в Петербурге необычной формы храм, а жена Полторацкого заказала ему же выстроить похожую церковь в ее имении.

Строительство завершили в 1790 г. Внешний декор выполнили из белого камня, над входом установили фигуры двух ангелов. Один из них держит Крест, а другой – трубу, которая в свое время призовет людей на Божий Суд и возвестит о всеобщем воскресении.

В 20-е гг. прошлого века храм упразднили. В нем устроили клуб. Однако, после того как однажды, в разгар клубного представления, под танцорами провалился пол, заведение закрыли. Официально помещение отдали под склад, но местные жители, помня случившееся, остерегались устраивать что-либо в этом здании.

В 70-е гг. председатель красносельского колхоза отремонтировал церковь, проведя это по смете, как ремонт амбара. После этого колхоз стал процветать и, благодаря изобильному урожаю, быстро выбился в миллионеры.

Богослужения возобновились здесь в конце 90-х гг. Постепенно восстановили иконостас, создав его в той же древнерусской стилистике, в которой был он до упразднения храма.

Среди чтимых храмовых святынь – иконы свт. Николая, пророка Моисея и старинный образ первомученика Авеля, сына Адама, подобного которому больше нет. А еще, по неисповедимому Промыслу Божиему, значительному числу не имеющих детей супружеских пар даруется потомство после молитв, принесенных на колокольне этого чудесного храма, и после ударов в старинный церковный колокол.

В 4 км от церкви есть два источника, которые местные жители именуют источниками с Живой и Мертвой водой. Один из них помогает в исцелении недугов, воду же из другого источника пить нельзя, но она прекрасно затягивает раны и помогает при болезни глаз. Предание об этих родниках восходит ко временам св. Михаила Тверского, ратники которого много раз прибегали к их целительной силе. Приезжал сюда и М.И. Кутузов ради облегчения страданий, причиняемых его больным глазом. Дивным образом источники эти никогда не замерзают.

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Быково

Храм Владимирской иконы Божией Матери. Фото: Турбаев Роман
Храм Владимирской иконы Божией Матери. Фото: Турбаев Роман

Данный храм считается одним из лучших образцов русской архитектуры XVIII в. Возведен он в псевдоготическом стиле архитектором Василием Баженовым по заказу бывшего владельца этих земель генерала Михаила Михайловича Измайлова, решившего построить церковь в память о безвременно почившей супруге Марии Александровне Нарышкиной.

Потому это строение является не просто храмом, а памятником христианской любви, и архитектор Баженов прекрасно понимал чувства генерала, так как и сам к тому времени потерял любимую жену – его друга и опору Аграфену Долгову.

Храм двухэтажный. Нижний построили в 1783 г., освятив его в честь Рождества Христова. Верхний завершили в 1788 г. Его посвятили Владимирскому образу Богородицы вопреки желанию генерала Измайлова освятить храм в честь прп. Марии Египетской – покровительницы его супруги.

Несмотря на внушительные размеры, церковь полна изящества. Ее грани блещут пропорциями, а множественность строений, благодаря гению зодчего, создает гармоничную целостность. Венчают ее готические шпили, несвойственные для православной культуры. К тому же стилю относятся высокие стрельчатые оконные проемы.

Однако, присутствует здесь и византийский стиль, использованный при возведении храмовой колокольни, и стиль древнегреческий, в котором выполнены украшающие центральный фасад полуколонны, и русский стиль, представленный в виде «кокошников» над карнизами отдельно стоящих башен.

Фасады украшены барельефными медальонами с изображением четы Измайловых. В отделке имеется много символичных элементов. К примеру, между двойными арками полуколонн изображены шишки, символизирующие Воскресение, из семян которых возродится новая жизнь. А овальная форма храма символизирует ковчег, подобный Ноеву, в котором могут обрести спасение христиане.

Два гармонично изогнутых марша наружной лестницы ведут на второй этаж церкви. Лестница одновременно является аркой над входом в нижнюю церковь. В первоначальном проекте ее не было. Ее пристроил уже позднее ученик Баженова – Матвей Казаков.

В годы атеизма храм подвергся разорению. Трое его служителей были расстреляны. В здании разместились швейная фабрика и склад. Возвратили строение верующим лишь в 1989 г.

Главная святыня храма – чудотворная икона Владимирской Божией Матери, через которую богомольцам подаются многие исцеления. Здесь есть также чтимые иконы Спасителя и Рождества Христова.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Санкт-Петербурге (Кулич и Пасха)

Свято-Троицкий храм. Фото: Михаил Владимиров
Свято-Троицкий храм. Фото: Михаил Владимиров

В Санкт-Петербурге этот храм Троицким почти никто не называет. В народе ему дали иное наименование – Кулич и Пасха.

Возведен он по проекту архитектора Львова на средства кн. Вяземского, главы Ведомства юстиции и финансов. Строительство завершили в 1787 г.

Князь Вяземский, конечно же, вкладывал во внешние формы храмового комплекса смысл совершенно отличный от главных блюд пасхальной трапезы. По замыслу главы юстиции, полукруглая ротонда Троицкой церкви должна была символизировать справедливость христианского правосудия, а трехгранная форма колокольни – три добродетели: истину, человеколюбие и совесть. Однако, эта замысловатая символика «не прижилась» в народе, а более трогательное название «Кулич и Пасха» сохраняется уже более двух столетий.

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Главной храмовой святыней является икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). Эти монетки накрепко приклеились к иконе после пожара в часовне, где прибывал этот образ ранее. После пожара лик Владычицы просветлел и от него стали подаваться богомольцам исцеления.

В храме есть и другие чтимые иконы: афонский лик Богоматери «Скоропослушница» и образ прп. Нила Столобенского с частицей его мощей.

Настоятелем прихода с 1972 г. является протоиерей Виктор Голубев – почетный горожанин, перенесший блокаду и тяжелое ранение в годы войны и получивший благословение на священничество у самого прп. Серафима Вырицкого.

В годы атеизма церковь закрывали всего на 8 лет. В здании разместили библиотеку завода «Большевик». Но уже в 1946 г. богослужения здесь возобновились.