Найти тему
ARTПатруль

Art Basel Miami Beach 2022: история ярмарки и что на ней купить

Оглавление

Вчера завершилась Art Basel Miami Beach 2022. Рассказываем в нашей статье много интересного про это событие. Кстати, в 2019 году наша галерея Omelchenko gallery представила стенд на Art Basel Miami Beach, а также команда ARTПатруль сняла большой выпуск про это событие.

Переходите на наш канал если еще не смотрели – https://youtu.be/IMLUpkMcoBg

История

Art Basel позиционирует себя, как главная ярмарка современного искусства, хотя галереи-участницы предлагают клиентам не только произведения наших современников вроде Такаcи Мураками и Дэмиена Херста, но и работы классиков ХХ века — от Пабло Пикассо и Жоана Миро до Энди Уорхола и других признанных мастеров послевоенной эпохи.

Ярмарка была основана в 1970 году триумвиратом швейцарских арт-дилеров — Эрнстом Бейелером, Трудл Брукнер и Бальцем Хильтом. В первой Art Basel приняли участие 90 галерей из 10 стран, их стенды увидели более 16 тыс. посетителей. В 2019 году в Базеле соберутся 290 галерей из 34 стран.

Как европейская ярмарка современного искусства Art Basel приняла эстафету у основанной в 1967 году Art Cologne (тогда — Kunstmarkt Köln) в Кельне. Последняя была задумана в качестве площадки для продажи современного искусства немецкими галереями покупателям со всей Европы. Основателям Art Basel идея показалась вполне удачной, но они приняли решение не просто провести аналогичное мероприятие в родном Базеле, но и сделать его интернациональным. Место было выбрано чрезвычайно удачно: город расположен буквально на стыке границ трех стран — Швейцарии, Германии и Франции, туда можно легко и достаточно быстро добраться почти из любого крупного европейского города.

-2

Уже в первые годы существования ярмарка развивается семимильными шагами. К 1975 году число экспонентов достигает трех сотен; среди них уже не только европейцы, но и американские дилеры, рискнувшие отправиться в Базель в надежде на потенциал внешних рынков, в то время как экономика США переживала спад из-за рецессии. К концу первой пятилетки был сформирован формат ярмарки, теперь считающийся эталонным: кроме традиционной площадки, где каждая галерея-участница представляет свой стенд, на котором можно купить работы, отдельный сектор выделен для «новых тенденций» — здесь галереи показывают произведения молодых художников, — а также готовится некоммерческая программа (первым спецпроектом, например, была выставка «Американское искусство после Джексона Поллока» в 1973 году). Впоследствии традицией стало каждый год делать фокус на искусство какой-то определенной страны.

Art Basel предоставила платформу в Европе арт-дилерам из США и одновременно обеспечила прямой доступ европейских коллекционеров к самому передовому американскому искусству.

-3

В результате конкурентной борьбы с другими европейскими ярмарками вроде той же Art Cologne, FIAC в Париже и Arco в Мадриде к началу 1990-х базельская ярмарка занимает лидирующие позиции. Прямое подтверждение этому — заключенное в 1994 году соглашение о партнерстве со швейцарским финансовым гигантом UBS, с тех пор ее постоянным и глобальным генеральным партнером. Заполучить в спонсоры такую компанию не только выгодно, но и чрезвычайно почетно.

В 2002 году начинается экспансия Art Basel за океан — появляется американская версия ярмарки в Майами. Art Basel Miami Beach позиционируется как место встречи Северной Америки и латиноамериканской культуры. Тут к искусству и бизнесу присоединяются гламур, знаменитости и вечеринки, непременно попадающие на полосы светской хроники. Среди посетителей ярмарки в Майами в 2018 году были замечены Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Лопес и Серена Уильямс, Боно был в числе организаторов благотворительного аукциона, а Брук Шилдс даже выступила куратором выставки студентов Нью-Йоркской академии художеств. Каждый год Art Basel Miami Beach принимает 70 тыс. посетителей и демонстрирует работы из более чем 250 галерей со всего мира.

-4

Как это работает

Каждая из трех ярмарок Art Basel — в Базеле, Майами-Бич и Гонконге — уникальна, так как и пул отобранных для участия галерей, и представленные на их стендах произведения искусства, и параллельная программа отражают особенности места проведения. Однако эталонной считается структура базельской ярмарки с ее делением на несколько секций, где можно найти как базовые имена ХХ века, так и последние достижения в изобразительном искусстве.

Основной и самый престижный сектор ярмарки так и называется — Galleries. Здесь представлены ведущие, самые влиятельные галереи со всего мира, на чьих стендах можно увидеть первоклассные живопись, скульптуру, графику, инсталляции, фотографию, видео и тиражные произведения первых имен искусства 1900–1970-х годов: Фрэнсиса Бэкона, Василия Кандинского, Рене Магритта, Джексона Поллока и Энди Уорхола, Ман Рэя и Альберто Джакометти.

В секции Features — кураторские мини-экспозиции самых знаменитых современных художников и классиков ХХ века, причем это могут быть как персональные выставки, так и тематические, но каждая подготовлена одной из галерей-участниц.

Итоги 2022

Ярмарка Art Basel Miami Beach откылась для посетителей 1 декабря. Накануне состоялся закрытый предпросмотр для коллекционеров, по итогам которого галеристы уже отчитались о продажах в ценовом диапазоне от ста тысяч до нескольких миллионов долларов.

Главные игроки Art Basel Miami Beach расположились в самом центре: это как всегда Ларри Гагосян, Дэвид Цвирнер, Виктория Миро, Барбара Глэдстоун, а также другие крупные галеристы. В этом году балом правит американец Джефф Кунс — недаром журнал New York Magazine назвал его вторым американским художником после Уорхола. Нью-йоркская David Zwirner Gallery продала неизвестному коллекционеру его скульптуру-слона за 20 млн долларов (в вечер превью Цвирнеру вообще успели продать 70-80% выставленных арт-объектов), а Gagosian Gallery рассталась с гигантским бирюзово-блестящим яйцом Baroque Egg за $9 млн.

-5

Самым громким событием предпросмотра стала продажа картины Агнес Мартин 1998 года «Без названия № 14» за $7 млн. Работа была представлена на стенде галереи Pace. Текущий аукционный рекорд на произведения художницы составляет $17,7 млн. К числу других успехов Pace относится сделка с шелкографией Уорхола «Цветы» 1964 года ($3,8 млн).

Галерея Jack Shainman подтвердила продажу работы Керри Джеймс Маршалл «Мы оплакиваем наши потери № 2» за $2,8 млн. Кроме того, за $180 000 галерея продала скульптуру Ника Кейва. Персональная выставка работ музыканта в настоящий момент проходит в Музее Гуггенхайма.

Еще одной крупной продажей может похвастаться галерея White Cube (Лондон, Гонконг, Сан-Паулу), которая продала работу Дэмиена Херста "Devil's Gate" — стеклянную коробку размером 8 на 8 футов с насекомыми — за 3 млн долларов.

Был очень популярен и Ай Вэйвэй: его вазы, деревянные шары можно было встретить на стенде галереи Mary Boone за $250-350 тысяч, а скульптуры из велосипедов — в золотом и серебряном вариантах — за $270 тысяч у Galerie Urs Meile и Lisson Gallery.

-6

Стеклянный шар в галерее Пола Касмина работы израильского художника Нира Хода, ушел в первый же вечер за 250 тысяч долларов. Скульптуру с безостановочно движущимися механизмами внутри шара Ход назвал "One Every Thing Was Much More Better Even The Future". Знаменитую LOVE Роберта Индианы так же быстро продать не удалось: работа одного из главных американских художников, первую ретроспективу которого сейчас проводит музей Уитни в Нью-Йорке, стоила у Paul Kasmin Gallery на порядок выше — $750 тысяч.

Впервые на Art Basel Miami Beach появился сектор Edition: в этом году он был посвящен принтам, которые представили 13 галерей — лондонская Pace Prints, Alan Cristea Gallery, Crown Point Press и другие. Раздел Nova снова предоставил площадку более молодым галереям: 34 участника показали работы, созданные за последние три года.

Ежедневно мероприятия проходили не только в Miami Convention Center, но также в пространстве Art Basel Film (там показывали ленты о Нэн Голдин, Йинке Шонибаре и не только, а также картины, снятые Дэвидом Шрингли, Уильямом Кентриджом и другими художниками), в Музее искусств Майами имени Переса, галерее де ла Круз в районе Design District и прочих выставочных площадках. Коллекционеров ждала бесконечная череда завтраков, коктейлей, приемов и паблик-токов: особенно занимательными оказались встречи с художниками Трейси Эмин, Джоном Балдессари и Дугом Айткеном.

-7

Текст: Елизавета Маслова