Найти тему
МИР (Море История Россия)

Гражданские "эльпедифоры". Танкера и рудовозы.

Мы посмотрели "Эльпедифоры" ушедшие за рубеж, посмотрели корабли этого типа достроенные как канонерские лодки, но,большинство из них стали "работягами", и были достроены по проекту, весьма далекому от прототипа, с другими силовыми установками, под другие нужды. Все они тоже вошли встрой не при "царизьме", а, вполне себе, при социализме.

В основном, они стали танкерами и рудовозами.

Танкера

Эльпедифор № 418 достраивался по совсем другому проекту, как танкер. с 31 января 1922 года он носил имя «Василий Фомин». В 1922 году вошёл в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства (ГОСЧАП), с 1930 года — в состав государственного треста «Союзнефть», с 1934 года — в состав пароходства «Совтанкер».

С 31 июля 1937 года он встал на модернизацию, и был перестроен в углевоз, и вошёл в состав Азовского государственного морского пароходства (АГМП). под именем «Валерий Чкалов». С началом войны судно было мобилизовано, стало тральщиком, получило вооружение и новое название «Т-512». Вооружение: 1х 76-мм 34К, 5х45-мм 21К; два спаренных пулемета Кольта-Браунинга (12,7-мм) и два одиночных ДШК пулемёты, минно-тральное вооружение.

16 января 1942 года корабль был повреждён авиацией противника в районе Севастополя, и поставлен на ремонт. В ходе ремонта 24 марта 1942 года был разоружён и переклассифицирован в кабельное судно, получив обозначение КС-1. В 1960 году судно исключено из списков и сдано на слом.

Эльпедифор № 419 Достроен на заводе «Наваль» как танкер «Александр Емшанов». В 1922 году вошёл в состав ГОСЧАП, с 1930 года вошел в состав государственного треста «Союзнефть», с 1934 года — в состав пароходства «Совтанкер», с 1937 года назывался «Стахановец». С началом войны использовался в военных перевозках ЧФ, 16 сентября 1944 года передан в состав Черноморского государственного морского пароходства, с 1947 года использовался в качестве бункеровщика. В 1960 году сдан на слом.

Еще два корпуса (без машин) №420 и 421 были достроены в качестве несамоходных барж. Оборудование с них было использовано для достройки танкеров «Тарханкут», «Василий Фомин» и «Александр Емшанов». Машинное и котельные отделения были перестроены в топливные танки. В результате «Союзнефть» получила баржи «Березань» и «Тендра».

Баржа «Березань» при эвакуации из Керчи в Анапу, потоплена 13 ноября 1941 года авиацией противника в Керченском проливе близ косы Чушка.

Баржа «Тендра» была повреждена 12 мая 1942 года близ Еникале, после ремонта использовалась в качестве бункеровщика. При налете немецкой авиации 16 августа 1942 года была сильно повреждена в Сухуми вражеской авиацией, после чего отбуксирована и посажена на отмель в устье реки Хоби, рядом с «Коминтерном». В 1945 году баржа была поднята, отремонтирована в Туапсе, получила два американских дизеля General Motors мощностью по 500 л. с., паровой котёл, 2 дизель-генератора. Введена в эксплуатацию в 1949 году, и ещё 11 лет судно использовалось, как танкер (сдано на слом в 1960 году).

Эльпедифор № 422 изначально планировали достроить как несамоходную баржу на Одесском судоремонтном заводе. Но, в связи с тем, что часть механизмов была взята с других эльпедифоров, он достраивался уже как тральщик №24. В связи с отсутствием вооружения, было решено изменить его назначение, и в 1924 году был перестроен в танкер.

С 31 октября 1924 года получил имя «Тарханкут», с 12 февраля 1925 года — «Красная Молдавия» 1 октября 1927 года вошёл в состав вспомогательного флота МСЧМ в качестве танкера-заправщика, был приписан к Отдельному дивизиону эскадренных миноносцев. С 31 августа по 12 сентября 1929 года в составе отряда кораблей МСЧМ участвовал в заграничном походе в Турцию.

К моменту начала войны проходил ремонт в Николаеве. В связи со сложившейся ситуацией в районе Николаева, ремонт был срочно завершен, а, танкер получил вооружение: 1х 76-мм и 3х45-мм орудия, 1х12,7-мм и 1х 7,62-мм пулемёты.

В начале августа 1941 года принимал участие в эвакуации города (вывел с Днепро-Бугского лимана в Севастополь недостроенный лидер «Киев» проекта 48). 7 марта 1942 года переклассифицирован в нефтетанкер и разоружён. 5 февраля 1947 года был переоборудован в бункеровщик и получил новое имя «Салгир». В начале 1960-х годов сдан на слом.

Корпус эльпедифора № 423 стоял на стапелях завода «Тремсуд» (им. 61 Коммунара), и был спущен на воду только 18 декабря 1926 года, после чего, корпус отбуксировали а Одессу на судоремонтный завод. Корабль получил уже несколько иную силовую установку (две паровых машины 2 × 375 л. с. и водотрубные котлы).

-2

Достроен как сухогруз «Волго-Дон». Пароход затоплен экипажем в Мариуполе 8 октября 1941 года, накануне отхода из города советских войск. Позже поднят немцами и 9 сентября 1942 года введён ими в строй под названием Wolga-Don (WM 2005). 25 ноября 1943 года, следуя в составе конвоя в Севастополь ( «Wolga-Don», в охранении румынских канонерских лодок «Stihi» и «Dumitrescu», а также тральщика R-205 и охотников за подводными лодками Uj-2301 и Uj-2309) с грузом авиабомб (325 т), зенитных орудий и автомашин для люфтваффе, в 19 ч. 07 м. был повреждён в результате торпедной атаки советской подводной лодки Л-6 (командир капитан-лейтенант Б. В. Гремяко) у мыса Тарханкут, после чего при попытке его буксировки затонул.

-3
-4
-5
-6

Транспорт лежит на дне напротив пос. Штормовое, под Евпаторией и является одним из мест погружения дайверов. Чуть дальше лежит еще один транспорт, болгарская "Варна" но о нем чуть позже.

-7

Корпус эльпедифора № 424 достроен в Николаеве как рудовоз «Иосиф Косиор», он так же получил две машины по 480 л.с. и водотрубные нефтяные котлы. С 1938 года получил новое название «Азов», До ВОВ входил в состав АГМП. 10 октября 1941 года мобилизован в состав вспомогательного флота ЧФ СССР в качестве транспорта. 22 октября 1942 года, следуя в охранении сторожевых катеров из Туапсе в Поти с грузом боеприпасов, был повреждён в результате атаки восьми пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 в районе Лазаревского, попытка буксировки оказалась неудачной и судно затонуло на мелководье.

Судно сильно разрушено прибрежными волнами. Сохранился нос и паровые котлы вместе с машинами. Винт замыт песком. Лежит носом к берегу. В носовой части глубина 5 метров, в кормовой около 7 метров. Длина несколько десятков метров.

Корпус эльпедифора № 425 так же был достроен в Николаеве, как рудовоз (по тому же проекту) в 1929 году. До сентября 1942 года носил название «Металлист». К началу ВОВ находился в капитальном ремонте на Камыш-Бурунском судоремонтном заводе с разобранными машинами.

10 октября 1941 года был мобилизован в состав вспомогательного флота ЧФ СССР в качестве несамоходного транспортного судна. 15 ноября 1941 года был отбуксирован с эвакуируемыми людьми и грузом оборудования на Кавказ, а затем вместе с другими недостроенными и ремонтируемыми судами был поставлен в отстой на реке Хоби. В период с марта по сентябрь 1942 года был переоборудован в плавмастерскую (ПМ-21), после чего с 15 октября 1942 года на ПМ-21 было возложена задача ремонта боевых катеров Черноморского флота, базирующимися в р. Хоби.

После ВОВ плавмастерская была передана Балаклавскому судоремонтному заводу Черноморского флота (впоследствии — Балаклавский судоремонтный завод «Металлист»), где она получила обозначение ПМ-84. В декабре 2004 года ПМ-84 была продана на слом в Турцию, и 15 декабря того же года уведена на разбор в порт Алиага.

-8
-9

Корпус эльпедифора № 426 так же был достроен как рудовоз «Советский Крым». 20 мая 1930 года До ВОВ входил в состав АГМП, работая на линии Керчь- Мариуполь. В 1941 году проходил капитальный ремонт на Камыш-Бурунском судоремонтном заводе. Находясь на заводе после начала ВОВ, в ноябре 1941 года был повреждён авиацией противника. 15 ноября 1941 года был на буксире уведён на Кавказ. Во время перехода получил критические повреждения в результате подрыва на мине, и во избежание гибели посажен на мель в районе Геленджика. В 1944 году «Советский Крым» был поднят АСС ЧФ, и после капитального ремонта на Камыш-Бурунском судоремонтном заводе (в том числе с заменой надстройки) в 1945 году введён в строй и предан АГМП, где эксплуатировался до 1959 года. В 1961 году отправлен на слом.

Горняк
Горняк

Корпус эльпедифора № 427 был достроен как рудовоз «Горняк» 24 июня 1930 года. 10 октября 1941 года после начала ВОВ мобилизован в состав вспомогательного флота ЧФ СССР в качестве транспорта. 15 ноября 1941 года при переходе из Новороссийска в Керчь получил повреждения в результате авианалёта противника, после чего экипажем выброшен на мель у косы Тузла. До начала сентября 1942 года сидящий на мели корпус судна периодически использовался Службой наблюдения и связи (СНиС) Черноморского флота, которая оборудовала на нём пост для скрытного наблюдения за оккупированным крымским берегом. В ночь на 2 сентября 1942 года немецкими диверсантами из состава полка специального назначения «Бранденбург-800» была организована диверсионная операция с целью уничтожения обнаруженного противником поста СНиС ЧФ на «Горняке» (по немецким данным — советские моряки-наблюдатели были уничтожены, по советским данным — немецкая атака была отбита, но пост пришлось эвакуировать в связи с начавшейся той же ночью десантной операцией противника на Таманском полуострове. Осенью 1942 года противник предпринял попытку снятия с мели и восстановления судна, закончившуюся неудачей из-за налёта советской авиации, после чего подорвав его машины больше таких попыток не предпринимал. 4 июня 1944 года пароход был поднят АСС ЧФ и отбуксирован в Мариуполь для возможного ремонта впоследствии. Простояв в акватории Мариупольского судоремонтного завода, «Горняк» был сдан на слом в начале 1950-х годов.