Ни санкционное давлении Запада на Москву, ни уход России от болонской системы образования не смогли ослабить интерес европейских абитуриентов к нашим российским ВУЗам. На этот учебный год Россия получила свыше двух тысяч заявок от европейцев на обучение на российских местах в ВУЗах. Это больше ожидаемого, поэтому с первого сентября будущего года Россия на 18% увеличит количество бюджетных мест в ВУЗах для европейцев в рамках правительственной квоты. Как ни странно, больше всего желающих из Прибалтики, далее идут Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия и Франция.
Этому даже я удивился, потому что никогда не встречал здесь студентов из Европы, хотя если это люди из Прибалтики, то это либо русские, либо русскоговорящие, и их особо не отличишь. Две тысячи мест для Европы это совсем немного, но раз такие люди есть, и они готовы приезжать учиться, это здорово, это означает, что тотальная антироссийская пропаганда не покрывает все умы и головы. Интересно посмотреть на какие конкретно профессии они хотят учиться, на какие специальности.
Что касается Европы, и других иностранных студентов, то я считаю, что одна из бед нашего образования, да и вообще всей системы – это тотальная коммерциализация. Всё завязано на деньги. Деньги, это конечно интересно, но это не стратегия. Деньги – это тактика. Да, деньги нужны ВУЗам, потому что им не хватает бюджетного финансирования, или потому что на этом хотят зарабатывать больше сами преподаватели. Но, по большому счёту, это про то, чтобы проесть. Проели, и забыли. Даже если купили какие-нибудь компьютеры, построили классы, или, в самом лучшем случае, оборудовали лабораторию, даже это к стратегии государства не имеет отношения. Это может иметь отношение к благосостоянию конкретного ВУЗа, но в стратегию государства это мало вписывается.
И здесь, стратегически важным было бы привлекать в максимальном количестве иностранных студентов со всего мира, в том числе из Европы в Россию. Так в своё время делал Советский Союз, и, кстати говоря, добился определённых успехов. До сих пор среди элиты стран Африки, Азии остаются кое-где выпускники советских ВУЗов, а когда-то их было очень много, что позволяло решать определённые проблемы Советского Союза, и даже постсоветской России.
Да, они перестали быть нашими союзниками. Это потому что Советского Союза не стало. Если бы сохранялась большая и сильная страна, в которой они учились, может быть, они и были бы нашими союзниками. Да, они не были бы идеологическими союзниками. Может быть, они не разделяли бы все эти идеи пролетарской революции и победы коммунизма, но, если честно, я считаю, что это и нереально, чтобы все разделяли ваши идеи, да это и не нужно, и невозможно. А вот с практической точки зрения, достижения конкретного результата, было бы очень полезно. И то, что это полезно, подтверждает то, как этим занимаются те же американцы и европейцы. Они со всего мира через всякие грантовые программы собирают не тысячи, а миллионы людей, из которых лепят лояльную для себя национальную элиту в других странах.
Тут можно сказать, что советский опыт неправильный, потому что Советский Союз развалился. В данном случае это совершенно некорректно, потому что ровно тем же самым, даже в ещё больших масштабах, чем занимался Советский Союз, занимаются американцы и европейцы.