Рәхәтләнеп вспоминаю историю, как работал это я однажды в одном из заведений гастрономической столицы России, где была так называемая система лояльности: гостям весьма щедро раздавали карточки из такой плотной бумаги, на которых отмечалось, сколько чашек кофе они приобрели в этом заведении. Каждая шестая - бесплатно.
Едва ли нужно объяснять, но для объёма текста надо же воды нагнать, самоочевидных банальностей, поэтому - разжёвываю пошагово:
1. Вот вы приходите, допустим, впервые, и берёте вы, допустим, кофеёк. Среднестатистический условный американо. Официант спрашивает, есть ли у вас карточка, вы отвечаете, что нет, и тогда вам её предлагают, сразу при этом ставят первую отметку, что вы-де приобрели здесь одну чашечку.
Отметка такая, что её может легко подделать любая наугад взятая из Южной Америки белоголовая обезьяна, и по этой причине начальство заведения считает, что отметка уникальная, подделать её невозможно, схема рабочая.
2. Возвращаетесь через несколько дней, берёте замечательное кофе капучино с корицей погорячее. Официант, если в самом деле профессионал, ни грамма не меняется в лице, но, если в самом деле профессионал, предупредит коллег, что такой-то гость сперва казался нормальным, а потом взял и заказал вот такое. В карточке появляется вторая отметка.
3, 4, 5. Заказываете кофе - каждый раз ставятся отметки.
6. Приходите вы, допустим, взять кофе с собой. Официант принимает этот заказ, оформляет его как обычно (пробивает, если по-нашему), предъявляет распечатанный чек с вашим заказом на кофе бармену, ибо нет чека - нет заказа: таково Правило.
(Это тоже условно, говоря по совести-то, ибо если бармен и официант хорошо понимают друг друга - то можно и без чека, а там сочтёмся, свои же люди, как сказано у поэта; это очень большая и отдельная тема)
Но денег с вас за этот кофеёк не берут, ибо он - шестой. В карточке ставится соответствующая отметка, и вы уходите с шаровым в руке.
Что происходит в заведении после этого.
Официант оформляет отмену этого заказа, а в комментариях к удалению, в графе "Причина", указывает, что это был шестой кофе, бесплатный.
Но ведь жить на одну только зарплату, чаевые и премии - очень глупо, верно ли говорю, друзья? Поэтому мы делали что: вот приходит гость, берёт кофе с собой и просит рассчитать его сразу, торопится. Понятно, что чек ему до фени.
Тогда: пробиваем заказ, бармен его готовит, гость его получает, официант с улыбкой прощается и с этой же улыбкой идёт удалять заказ. В комментариях к удалению, в графе "Причина", указывает, что это был шестой кофе, бесплатный.
А у этого гостя и вовсе карточки может не быть.
А деньги за него - в кассе. Нет-нет, уже в кармане официанта, само собой.
Так вот, пикантная деталь этой схемы заключается в том, что в то наше заведение захаживал весьма нередко некий такой священник из ближайшей церкви, "батюшка" мы его называли. Он обладал какими-то удивительными лучистыми глазами слегка повредившегося умом уголовника.
Однажды мне пришло в голову, что такими же, должно быть, обладал Емелька Пугачёв, что сидел у нас в Казани в остроге, отсюда же, соответственно, и сбежал (пишут, что не без помощи казанских старообрядцев), а потом вернулся уже с ватагой, чтоб сжечь город почти полностью (к, надо полагать, вящему удивлению вышеупомянутых старообрядцев).
Так он всё время брал с собой чуть не самый дорогой кофе - большой, двойной, да ещё с платным сиропом. И этот кофеёк мы исправно удаляли по причине его бесплатновости чуть не ежедневно.
Если бы начальство додумалось проверять отчёты, они бы увидели, что приблизительно 6 дней в неделю этот батюшка забирал свой 6-й кофе.
И мне очень нравилась мысль, что деньги православных прихожан идут на очень даже богоугодное дело - на поддержку молодого татарина.