Найти тему
Зарплата.ру

«Как с тобой работать, если ты ни пса не делаешь?!» Проблемные сотрудники — боль всего коллектива

Токсичные, непрофессиональные, демотивирующие и просто «доживающие» до пенсии — четыре типа сотрудников, от которых страдает и коллектив, и бизнес-задачи. Совсем беда, если такой работник оказывается на руководящей должности. Спасибо читателям, что поделились примерами 😉

«Токсики» и пассивные агрессоры

Личные особенности сотрудника могут снизить результаты целого отдела и накалить атмосферу до состояния выжженной пустыни. Классический пример — токсичность и пассивная агрессия в рабочих отношениях.

— Наш отдел разросся, в команде было уже 10 человек, и руководство решило назначить куратора. Задача куратора — обучение новичков и повышение квалификации специалистов в отделе. Эта дама, Лидия, оказалась просто ядовитой змеёй. Она очень пренебрежительно, по-хамски и брезгливо общается с подчинёнными — причём неважно, опытный сотрудник или вчера зачислен в штат. Никакой положительной мотивации в её системе обучения нет — только отрицательная. Самый «добрый» комментарий, что мы от неё слышали: «Могли бы и лучше, если бы мозг включили, коллега».
В отделе упала мотивация и показатели. Мы объясняли руководству, что дело в новом кураторе. Начальник при нас сказал Лидии: «Ну, нельзя так с людьми, будьте корректнее в оценках». Она ответила: «Пусть привыкают, такой уж я человек, и такие у меня методы».
В последние месяцы у нас резко выросла текучка — я уверена, что из-за Лидии. Кстати, она не присутствует на собеседованиях и не участвует в подборе персонала. Если бы кандидаты пообщались с ней при устройстве — сбежали бы сразу, — рассказала Ангелина, менеджер по продажам в крупной столичной компании.

Вооружайтесь советами по выживанию в коллективе с ядовитыми сотрудниками и готовьтесь защищать личные границы — подобная ситуация в отделе может длиться месяцами, а нервы всё-таки стоит поберечь.

Завтрашние пенсионеры

-2

Такой тип проблемных сотрудников часто встречается в консервативных коллективах — например, на госслужбе и в муниципальных бюджетных учреждениях. Эти люди знают, что скоро выйдут на пенсию, и теряют всякий интерес к рабочему процессу. Их больше не касаются проблемы коллег, им не нужны достижения и хорошие показатели. Задача одна — «дожить» до пенсии с минимальными трудозатратами.

— Я работала в госучреждении, и был там возрастной сотрудник, которому до пенсии оставался буквально год. Работу он делал по принципу «лишь бы не уволили». Сроки часто срывал, инициативу не проявлял никогда. К нам, молодым, относился с явной неприязнью, хотя в открытые конфликты не вступал. Помню, как-то проводили ревизию архива, нужно было быстро погрузить в машину кучу папок, которые отправлялись в утиль. Мы все таскали эти коробки, кто сколько мог унести. А наш «дедушка» демонстративно брал двумя пальцами по одной папочке и неспешно нёс к грузовику. Хотя он не был хиленьким — вполне крепкий мужчина 50+
Ещё случай: он позвонил, когда я была в отпуске, и говорит: «Тут пришла жалоба по твоему материалу, тебя хотят наказать». Уточнила, что за материал. Спасибо за заботу, говорю, только это ваш материал, я же сама вам помогала относить документы в канцелярию перед отпуском. Кстати, у «дедушки» была прекрасная профессиональная память — просто он хотел свалить на меня проблемную задачку, в которой накосячил. И таких мелких неприятных эпизодов каждый у нас мог припомнить полным-полно, — поделилась Анна, подписчица нашего Telegram-канала.

Что ж, можно посоветовать только одно — потерпите, сотрудник скоро уйдёт на заслуженный отдых. Попробуйте посочувствовать человеку, ведь у вас вся жизнь впереди — а его, может, ждёт только одинокая старость в пустой квартире. А ещё это хороший повод пообещать себе, что черед ндцать нет вы ни за что не превратитесь в такого работника 😉

Самоуверенная профнепригодность

Тяжёлый случай — сотрудник, не умеющий организовать работу, но весьма уверенный в себе. Екатерина из PR-отдела одной российской компании рассказала нам историю, в которой ярко проявили себя сразу два таких работника:

«Нашему отделу контента как-то не везло в последние годы. Сначала появилась очень инициативная сотрудница, которая организовала свой «текстовый» департамент — наняла кучу копирайтеров, редакторов, корректоров. Но на выполнение самых обычных задач её отделу всегда не хватало ни времени, ни людей 😳 Всех, кто приходил в отдел за каким-либо текстом, она заставляла приносить свой вариант, а потом отправлять её сотрудникам на редактирование. Они вносили кучу правок и комментариев, а заказчику приходилось всё доделывать самому. При этом руководительница постоянно спорила с начальством и доказывала, что один человек не может написать сразу готовый к публикации текст, нужен целый оперштаб. Коллеги стали её бояться и откровенно избегать. Перестали обращаться к ней с какими-либо задачами — и со временем отдел распался сам собой.
Потом для работы с текстами нашли нового редактора. Она сказала, что всё будет писать сама вместе с пятью (!) копирайтерами, у которых был опыт в сфере нашего бизнеса. Мы было обрадовались, но через месяц поняли, что работа стоит на месте. Ни статьи, ни контент-план, ни блог, ни текущие задачи — ничего не делалось. Чем они там месяц занимались, для меня загадка. Я решила вмешаться в процесс, помочь редактору наладить работу. Стала проверять копирайтеров, ставить чёткие сроки по задачкам, запрашивать конкретику. Редактор сразу потеряла мотивацию, начала «выгорать», часто уходила на удалёнку, а могла и просто не выйти на связь. Говорила, что ей стало очень трудно работать. А как с тобой работать, если ты ни пса не делаешь?! В итоге она уволилась по собственному желанию, сказала, что «сгорела на работе». Ни одна задача, кстати, так и не была выполнена»

Сочувствуем Екатерине и её коллегам, желаем найти хорошего шеф-редактора — не может же три раза подряд вот так не повезти!

Бонус для соискателей: подборка актуальных вакансий на должность главного редактора 😎

Ходячие демотиваторы и паникёры

-3

Это вечные страдальцы, ждущие беды отовсюду — обиженные на целый мир, убивающие в коллегах всякий энтузиазм. Каждая задача — повод для огорчений и страхов. Особенно неприятно, если такой демотиватор регулярно вмешивается в чужие дела.

— Я работала фотографом в автосалоне. Там был легендарный «безопасник» — он сам жил в состоянии вечной паники и паранойи, и всем коллегам старался привить такое же мироощущение. Чтобы согласовать с ним съёмку минутного ролика для соцсетей, надо было подписать 133 заявления. Если он оказывался в фотозоне во время нашей работы, то без конца ходил и бубнил под руку: «Осторожно! Не трогайте капот, поцарапаете! Повредите машину — мне штраф, и вам всем тоже!» и т.п.
Периодически у него случались обострения. Помню, как-то прибегает к нам в отдел, весь на нервах, глаза по пять рублей. Говорит, срочно дайте фотографа. Ведёт меня на задний двор, там в углу мусорка. Около неё стоит канистра — в таких масло возят. Безопасник на неё показывает:
— Вот. Фотографируй со всех сторон, потом мне на почту пришлёшь. Руками не трогать.
— Но это же просто пустая канистра 😆
— Мы не знаем, что там. Я не смог выяснить, как эта канистра попала сюда. Надо перестраховаться.
— В ремонтном цехе таких целая стойка. Ребята выкинули просто.
— Это никем не подтверждено. Фотографируй.
Сначала мне всё это казалось очень смешным, но со временем я, как и все опытные сотрудники, стала держаться от этого дядечки подальше. Он мог в любой момент прийти, навести панику на ровном месте, всех запугать штрафами-увольнениями, порушить весь рабочий процесс. Я потом уволилась оттуда, не знаю — может, он до сих пор там работает»

Мы понимаем, что сотрудникам службы безопасности нужно быть всегда начеку. Но каждый день заражать коллег параноидальными настроениями — так себе идея для комфортной обстановки на работе 🙈

___

Доводилось работать с такими коллегами? Пишите в комментариях, пополним копилку историй 😉