— Вот Советский Союз был самой читающей страной в мире! А сейчас что?.. — возмущалась знакомая бабушка после посещения очередного школьного собрания, на котором учительница литературы в сотый раз говорила: «Ребенок мало читает»…
Бабушку, безусловно, жалко. Перестало государство прививать любовь к чтению своим гражданам. Вот раньше, какая благодать была: захотел купить пальто — получи в нагрузку пятнадцатитомник Маркса, а иначе не видать тебе заветного демисезонного одеяния. Однако шутки — шутками, а проблема остается проблемой.
С младых ногтей…
Чем раньше — тем лучше, вот наш девиз! Ошибкой будет думать, что книги представляют интерес только для подросшего ребенка. Сказки можно и нужно читать даже совсем маленьким детям, которые еще не умеют говорить. Во-первых , так заложится замечательная традиция семейного чтения, будет крепнуть эмоциональная связь с ребенком. А во-вторых , малышу совершенно необходимо слышать ваш голос, улавливать разницу в интонациях, следить за отражающимися на лице эмоциями. Это тоже в какой-то мере «чтение».
Первые книги необязательно должны быть с текстом. Благо, издательства предоставляют широчайший выбор: книжки-игрушки , раскладушки, говорящие и поющие книги, непромокаемые книги для ванны, интерактивные настенные азбуки и так далее. Это вам не «Ма—ма мы-ла ра-му », а целое приключение! Важно ввести книгу как таковую в мир вашего ребенка, сделать ее неотъемлемой частью его реальности. И чем больше книг будет в его первой библиотеке, тем лучше.
А упала, Б пропала…
«Я не учу своего пятилетнего сына читать, — делилась опытом одна посетительница „мамского“ форума. — Если у него появится потребность и интерес — тогда конечно… тогда и учить легче будет…». Определенная логика здесь, наверное, присутствует, но откуда бы взяться такому интересу у ребенка, если он не появился за предыдущие пять лет?.. А ведь все дети очень любят учиться чему-то новому и подражать взрослым. Видимо, в случае с этой семьей подражать некому: родители вряд ли имеют обыкновение проводить зимние вечера за томиком Пушкина. Как приучить ребенка читать, если не читаешь сам? Отсюда еще один совет: подавайте пример! Дайте ребенку понять, что чтение — это естественная часть человеческой жизни, отдых и развлечение. Изучение букв вместе с мамой может стать самой забавной игрой, а сложение слогов — самым первым волшебством. И, напротив, — ничто не может отвратить от книги сильнее, чем мама, включающая телевизор со словами: «Марш в комнату и читай!». Нечитающего ребенка в этой ситуации нельзя будет упрекнуть: его, по сути, отправляют отбывать повинность, отлучая от общих семейных развлечений.
Чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью. Формировать такое отношение к книге надо с самого начала. Далеко не все маленькие дети способны высидеть с книжкой дольше пяти-десяти минут, они еще не умеют так сосредотачиваться. Ну и не заставляйте! Почитали пять минут — пускай бежит играть. Наиграется, устанет — снова почитаете. Куда вам торопиться-то ? Здесь качество важнее количества: хотя бы по одной странице — зато каждый день.
Бесполезно возлагать надежды на садик и школу. Во-первых , там дается самый необходимый минимум, а во-вторых «знать буквы» и «любить читать» — совершенно разные вещи. Не говоря уже о том, что прививать культуру чтения в шесть лет уже несколько поздновато…
Обо всем на свете…
Соберите ребенку его первую библиотеку: несколько полок на уровне его роста, чтобы он сам в любой момент мог взять приглянувшуюся книгу. Пусть книги будут яркими и красиво оформленными, чтобы привлекать внимание. Ну и, естественно, учитывайте интересы ребенка! Девочка, любящая кошек, с удовольствием почитает и «Кошкин дом» и «Иллюстрированную энциклопедию фелинолога», а маленький поклонник Человека-паука за вечер одолеет несколько журналов комиксов. Не относитесь к таким вещам скептически: при прочих равных комиксы предпочтительней мультиков. Главное, чтобы вы не забывали наряду с ними пополнять библиотеку классикой детской литературы.
Сейчас подобрать литературу, отвечающую интересам ребенка, стало совсем просто: как только выходит новый фильм или мультсериал — в книжных магазинах тут же появляются красиво оформленные книги-исходники или написанные по мотивам. И это совсем не плохо: можно обратить внимание ребенка на то, как книга и фильм дополняют друг друга. Фильм зрелищный, зато в книге все гораздо подробнее и глубже.
Когда у ребенка наступит период «ста тысяч почему» спасением станут детские энциклопедии, которых сейчас очень много, хороших и разных. Вдобавок, это отличная тренировка полезного навыка самостоятельного поиска информации. Ищите ответы вместе с ребенком и обязательно обсуждайте найденное в книгах.
Ребенку постарше пригодится устройство для чтения электронных книг: сбережет ему место на полке и в сумке. Однако об этом надо будет позаботиться не раньше средних классов школы: маленьких детей, конечно, привлекают всякие умные устройства, однако ребенок быстро потеряет интерес к книге без цветных картинок и красивой обложки. Да и зачем отнимать у человека книжное волшебство и незабываемый запах страниц?
И самое главное — хвалите его! Просто хвалите: за то, как много сказок он прочел за вечер, как аккуратно обращается со страницами, какую красивую нарисовал иллюстрацию, как подробно пересказал последнюю главу, с какой фантазией нарядился гномом, (Железным Дровосеком, Колобком и т. п. ) и тогда в один прекрасный день вы заметите, что проблема « Как приучить ребенка читать?» для вас больше не актуальна!